Российский рынок сотовой подвижной связи динамично развивается, оставаясь одним из наиболее инвестиционно привлекательных сегментов телекоммуникационного рынка страны.
Активное развитие сетей сотовой связи в России в последние годы стало возможным благодаря улучшению экономической ситуации в стране и повышению платежеспособности населения, а также существенному росту конкуренции на региональных рынках, способствующему значительному снижению тарифов и проведению разнообразных маркетинговых инициатив операторами.
В 2005 г. в России сохраняется высокий темп роста абонентской базы в сетях стандарта GSM на фоне возрастающих темпов сокращения абонентских баз в сетях AMPS и NMT. Крупнейшие операторские компании России активно продолжают строительство общенациональных сетей сотовой связи. Реализация этих планов в ближайшей перспективе позволит обеспечить абонентов равными условиями на всей территории России и предусматривает унификацию набора предоставляемых основных и дополнительных услуг, технических решений, а также организацию внутрисетевого, межсетевого национального и международного роуминга, в том числе для услуг на основе передачи данных.
Завершается консолидация рынка сотовой связи за счет укрупнения его участников. Операторы, обладая финансовыми средствами акционеров и инвесторов, активно ищут пути наиболее эффективного развития своих сетей.
По состоянию на 01.11.2005 г. число абонентов сотовой подвижной связи в России возросло до 116 млн. пользователей (количество активных SIM-карт).
Более 98% рынка сотовой подвижной связи занимает самый распространенный в мире стандарт сотовой связи - стандарт GSM (таблица 1), а три оператора федерального масштаба – "МТС", "ВымпелКом" и "МегаФон" - по состоянию на конец октября 2005 года контролировали 89% сотового рынка России.
Изменение абонентской базы операторов сотовой связи в России и прогнозные данные на 2006 год приведены на диаграмме (рис. 1).
Рис. 2. Изменение абонентской базы операторов сетей сотовой связи в РФ с 2000 г. по 01.11.2005 г. и прогноз на 2006 г. (в тыс. абонентов)
Одной из тенденций развития российского рынка сотовой связи в 2005 г. можно считать продолжение активной региональной экспансии крупнейших российских операторов сетей GSM, имеющей определяющее значение на общий рост абонентов сотовой связи в России, а также изменение долевого распределения региональных рынков сотовой связи между действующими операторами сетей СПС.
Динамичное развитие российского рынка сотовой связи предопределяется высокой активностью инвесторов, работающих на этом рынке. Долевое распределение абонентской базы (активных SIM-карт) сетей СПС стандарта GSM по основным операторам (холдингам) в России по состоянию на 01.11.2005 г. показано на рис. 2.
Долевое распределение абонентской базы сетей СПС стандарта GSM по сотовым холдингам в России на 01.11.2005 г.
Уровень проникновение сотовой связи в России выросло до 80% (с учетом абонентов операторов сотовой связи стандарта IS-95), что свидетельствует о сохранении высоких темпов прироста абонентов в стране (рис. 3).
Рис 3. Динамика уровня проникновения сотовой связи в России с 2000г. по 01.11.2005г.
Уровень проникновения сотовой связи в федеральных округах (ФО) РФ колеблется от 59,1% - в Дальневосточном ФО до 97,2% - в Центральном ФО.
В 26-ти регионах России уровень проникновение сотовой связи выше среднего по России значения (80 % на конец октября 2005 г.). Такая ситуация свидетельствует о пока еще неравномерном охвате населения России услугами сотовой связи и наличии резерва для роста региональных рынков сотовой подвижной связи, в первую очередь, за счет развития сетей GSM.
Очевидно, что московский рынок GSM и рынок Санкт-Петербурга, оставаясь наиболее крупными, уже значительно уступают в динамике региональным рынкам. Это соответствует уровню развития этих рынков: московский рынок в условиях многолетней конкуренции уже практически близок к насыщению в отличие от региональных рынков, на которых услуги сотовой подвижной связи еще три-четыре года назад были недоступны для массового потребителя.
В связи с тем, что большинство ведущих региональных операторов GSM уже развернуло или приступило к развертыванию сетей пакетной передачи данных GPRS (рис. 4), а также благодаря наличию на российском рынке большого количества телефонов с поддержкой GPRS, технология GPRS в 2006 гг. объективно будет наиболее доступной для реализации различных услуг на основе высокоскоростной передачи данных: передачи мультимедиа-сообщений (MMS), мобильного доступа в Интернет, доступа к корпоративным сетям, передачи телеметрических данных и пр.
Большинство сетей GPRS построены операторскими компаниями, входящими в состав трех крупнейших российских сотовых холдингов: "МТС", "ВымпелКом" и "МегаФон". На их долю приходится 90% общего количества сетей GPRS. По оценкам операторов порядка 10-15% абонентов сегодня в том или ином виде пользуются услугами на базе GPRS.
Рис. 4. Динамика развертывания коммерческих сетей GPRS, EDGE в России
Особенностью 2005 года можно считать и существенное увеличение количества коммерческих сетей на базе технологии EDGE (рис. 4). Активно внедряют эту технологию "ВымпелКом" и "МегаФон". Так, по состоянию на начало декабря 2005 г. коммерческие сети EDGE запущены операторами: "Мегафон" – в 39 регионах РФ, ВымпелКом" - в 13 регионах РФ, МТС – в 8 регионах.
С помощью технологии EDGE операторы намерены предоставлять не только высокоскоростной доступ в Интернет, но и такие мультимедиа-услуги, как видео по запросу и мобильное телевидение.
Реальные сроки запуска технологии EDGE на сетях операторов СПС сейчас зависят в основном только от операторов. Основным препятствием для быстрого запуска технологии EDGE в коммерческую эксплуатацию является то, что требуется очень много времени для загрузки нового программного обеспечения, необходимого для поддержки технологии EDGE, а также дополнительное умощнение транспортной сети.
Кроме того, до недавнего времени сдерживающими факторами коммерческого внедрения EDGE в РФ (как и во всем мире) были недостаточное количество моделей МТ, поддерживающих EDGE, и их высокая стоимость. В настоящее время только 15% продаваемых моделей МТ поддерживают технологию EDGE, а средняя стоимость одного МТ приближается к 200 долл. США.
В "Концепции формирования рынка услуг связи третьего поколения в Российской Федерации" (Разработчик: Аcсоциация операторов сетей связи третьего поколения 3G) высокоскоростная передача данных рассматривается в качестве одной из базовых услуг в российских сетях 3G.
До настоящего времени Мининформсвязи России не определены порядок и условия выдачи лицензий 3G/UMTS. Предполагается, что операторам будут выданы в общей сложности 3-4 лицензии на предоставление услуг в сетях сотовой подвижной связи 3-го поколения в России.
Положительную тенденцию имеет и рост абонентской базы сетей стандарта IMT MC 1Х– 450. Учитывая, что стоимость разворачивания сетей стандарта IMT MC 1Х-450 примерно в два раза ниже, чем стоимость разворачивания сети GSM - за счет покрытия большей площади одной базовой станцией, и что система предназначена для передачи не только голосовой речи, но и передачи большого объема данных (144 Кбит/с) и, несмотря на ограниченное количество видов мобильных терминалов, сети стандарта IMT MC 1Х-450 в ближайшее 2 года смогут найти своего абонента и занять до 2-3% рынка мобильной связи. Это, конечно, во многом будет зависеть и от темпов строительства новых сетей в субъектах РФ.
Более высокая технологическая готовность стандарта IMT MC (cdma2000) по отношению к его конкуренту UMTS привела к тому, что российские операторы сетей NMT-450 имеют возможность революционного скачка в развитии: минуя технологии 2G, перейти сразу же к технологии IMT MC-450 в версии "1Х" с дальнейшим эволюционным переходом к версии 3G этого стандарта.
В соответствии с имеющимися оценками по возможности выхода на рынок услуг 3G операторы NMT-450 опережают потенциальных российских операторов 3G/UMTS на 2-3 года.
2006 год может стать определяющим и для появления "де юре" на российском мобильном рынке виртуальных операторов (Mobile Virtual Network Operator, MVNO). Сегодня проходят испытания опытных сетей MVNO, формируется мнение участников рынка. По результатам испытаний регулирующими органами будут приняты соответствующие решения.
С целью повышения ARPU операторы начинают активно развивать неголосовые услуги. В настоящее время в России около 85% оборота мобильных операторов приходится на голосовые услуги и 15% - на услуги с добавленной стоимостью (VAS).
Это направление деятельности российских операторов потребует особого внимания к вопросам многофакторного анализа особенностей региональных рынков, оценки востребованности новых услуг, учета положительного и отрицательного опыта внедрения аналогичных услуг другими операторами в России и мире, создания устойчивой кооперации с множеством новых участников рынка: контент-провайдерами, сервис-провайдерами, разработчиками контента.
Обзор подготовлен:
Исследовательская компания ООО "Современные телекоммуникации";
Евгений Верещак, ведущий аналитик
|