Как показывает практика, идея использования методов принудительной («push») доставки данных абонентам остается одной из наиболее привлекательных для операторов сетей мобильной связи. Не менее привлекательной является идея вещания контента и сервисов в сетях GSM, в особенности учитывая взаимный интерес к этому направлению игроков традиционного медиа рынка и операторов. Например, каждый оператор заинтересован в увеличении числа поставщиков контента для мобильных телефонов, такого как музыкальные мелодии, картинки, видеофрагменты и т.д., но, несмотря на это, проблема интеграции любой формы функциональности медиа вещания в сети мобильной связи остается неразрешимой в силу целого ряда организационных и технологических факторов.
Несмотря на то, что схема «один для миллионов», хорошо себя зарекомендовала как в теле-, радиовещании, так и в Интернет, она пока осталась вне поля зрения органов стандартизации, определяющих особенности функционирования сетей мобильной связи.
Для того, чтобы точнее определить понятие мобильного медиа вещания, вводятся три его основных принципа:
Принцип публикуемости является базовым для любого вида вещания и не утрачивает своей важности для мобильного медиа вещания. Под публикуемостью понимаются механизмы (интерфейсы), предназначенные для получения медиа контента и его размещения в очереди на трансляцию (аналог расписания трансляции для эфирных видов медиа вещания), а также пригодность самого контента для опубликования в интегрированной среде мобильного медиа вещания.
Доступность опубликованного медиа контента для потребителей определяется, прежде всего, методом и скоростью распространения информации в среде медиа вещания. В случае использования для распространения информации платформ и транспортов, обеспечиваемых сетями мобильной связи, к ним должны предъявляться требования по скорости доставки и отображения медиа контента, удовлетворяющие концепции вещания и поддерживающие такие параметры, как “актуальность” или “время жизни” контента.
В отличие от традиционных сред медиа вещания (телеэфир, радиоэфир), сети мобильной связи имеют встроенные возможности для обеспечения интерактивности. Прежде всего, это свойство обеспечивается встроенными возможностями дуплексных коммуникаций по всем видам транспорта сетей мобильной связи, а также средствами идентификации абонента (присвоение IMSI и MSISDN каждому абоненту), который принципиально не может оставаться полностью анонимным как для оператора, так и для вещателя.
Рис. 1. Цепочка предоставления VAS конечному пользователю
Как видно из схемы, в цепочке предоставления VAS конечному пользователю имеется
целый ряд «посредников», которые и делают данные услуги услугами с добавленной
стоимостью. Данная экосистема очень похожа на среду телевизионного и радио
вещания, где «посредники» в лице отдельных авторов, авторских коллективов,
производственных студий, самих теле- и радиоканалов создают добавленную стоимость
вещаемому на многомиллионную аудиторию контенту.
Серверное программное обеспечение Wireless Broadcast Platform™ (WBP™) предназначено для осуществления доставки данных по принципу “точка- многоточка” от сервера WBP™ в мобильные устройства, такие, как сотовый телефон, коммуникатор, КПК, или ПК, оборудованный GSM-модемом, используя транспортные сети GSM или 3G с целью периодического вещания контента на указанные типы терминалов. Формат доставляемых данных определяется моделью и типом мобильного устройства, а также предпочтениями получателей транслируемого контента. Ключевой особенностью WBP™ является способность формировать и поддерживать до нескольких тысяч параллельно работающих каналов мобильного медиа вещания, каждый из которых могут одновременно «просматривать» или «прослушивать» миллионы абонентов.
В WBP™ встроена функциональность для эккаунтинга (ведения абонентского баланса) и биллинга (генерации CDR-записей). В WBP™ реализован целый ряд стандартных внешних интерфейсов (HTTP, SMPP,..) для подключения сервис-провайдеров и источников контента, подлежащего вещанию в сети мобильной связи. Объём пересылаемых данных не имеет ограничений. WBP™ подключается непосредственно к сети оператора по протоколу SMPP 3.4, EMI-UCP, CIMD и (или) ОКС-7. Аудитория вещания может составлять несколько десятков миллионов потребителей. Высокая производительность и надежность решения позволяет строить эффективные и экономичные решения, как для небольших операторов, так и для глобальных игроков международного рынка.
Задачи, которые владелец платформы сможет с успехом решать после интеграции WBP™ в свою инфраструктуру, можно разделить на две общие группы:
По факту выполнения любых перечисленных выше задач, WBP™ обеспечивает генерацию соответствующих биллинговых записей (CDR).
Сети мобильной связи богаты выбором различных видов транспортов, пригодных для цифровой передачи данных. Ниже приводится список основных видов транспортов, которые рассматриваются в качестве составной части интегрированной среды мобильного медиа вещания:
Приведенный список не должен рассматриваться как однозначный или исчерпывающий. Кроме того, для передачи одного типа медиа контента, может использоваться несколько транспортов одновременно или поочередно.
WBP™ не опирается на какую-либо специализированную среду, обеспечиваемую клиентскими приложениями. Вместо этого, он рассматривает комплекс возможностей для подписки на каналы и проверки состояния абонентского баланса, включая (но не ограничиваясь):
Для оптимизации использования сетевой инфраструктуры, функциональность WBP™ включает систему, основанную на контент-триггерах.
Для наиболее полного и удобного использования сервисов, основанных на интерактивном медиа вещании, осуществляется поддержка технологии WBP™ (тонкий клиент) на SIM-карте или мобильном терминале (телефоне) с помощью дополнительного переносимого (т.е. совместимого с продукцией разных поставщиков) Java-апплета.
Во время трансляции контента по WBP-каналам, такой апплет позволяет проинформировать абонента о текущей трансляции (доступном контенте) и удобным образом приступить к загрузке или просмотру контента путём инициирования следующих видов сессий:
В том случае, если абонент не хочет по каким-либо причинам в данный момент воспользоваться услугой – через некоторое время информация о предложенной трансляции, или описатель транслируемого контента (составная часть контент-триггера) автоматически исчезнет с экрана телефона, но будет сохранена в буферной памяти WBP-апплета для просмотра в будущем.
Архитектура WBP™ и основные ее интерфейсы схематично изображены на Рис. 2. По заказу оператора и (или) его партнера-вещателя, базовая структура платформы может быть дополнена новыми элементами.
Рис. 2 Структурная схема WBP™
В качестве модели рассмотрим следующую типовую задачу для оператора GSM: необходимо повышать доходность от дополнительных неголосовых услуг (VAS). Для этого оператор хотел бы использовать как “PULL” так и “PUSH” технологии. Для предоставления PULL-сервисов планируется применение DSTK-платформы, поддерживающей технологию S@T (SIM-браузер). Планируются закупки SIM-карт от нескольких поставщиков. Оператор не планирует расширять дорогостоящую лицензию SMSC. Так как в сети уже установлен CBC (Cell Broadcast Centre), хотелось бы использовать транспорт Cell Broadcast для снижения нагрузки на MSC при реализации PUSH-сервисов. Однако большинство телефонов у абонентов относятся к среднему и низшему ценовому диапазону, поэтому значительная их часть пока не поддерживает специфический Cell Broadcast - интерфейс для работы с SIM-Toolkit.
Для описанных выше условий, очень хорошо подходит следующее техническое решение (Рис. 3), реализованное на основе платформы WBP:
По мере трансляции контента абонент получает извещение от WBP-апплета c помощью автоматически стартовавшего меню на экране мобильного телефона с возможным звуковым уведомлением. Это сообщение кратко ознакомит абонента с темой текущей трансляции и предложит единственным нажатием кнопки ОК осуществить оплачиваемый доступ к услуге одним из следующих способов:
В том случае, если абонент не хочет по каким-либо причинам сразу воспользоваться услугой, через некоторое время предложение автоматически исчезнет с экрана телефона, но будет сохранено в буферной памяти WBP-апплета для просмотра в будущем.
Рис. 3. Пример использования WBP в инфраструктуре оператора GSM
Приведем схему (Рис. 4), в которой определяются возможные позиции WBP™ в структуре доставки разнотипного контента конечному потребителю (абоненту). С нашей точки зрения, Платформа Интерактивного Меди Вещания идеально вписывается в инфраструктуру сотового оператора, превращая последнего в полноценного вещателя (аналогично ТВ и радио каналу или вещательной компании, например ГТРК «Останкино»). Не менее эффективно WBP™ будет работать и в инфраструктуре контент- провайдера или аггрегатора, минимизируя затраты на распространение контента разных типов и оберегая своих пользователей от контентного спама.
Рис. 4. Позиционирование WBP™ в цепочке доставки VAS конечному потребителю
В WBP™ поддерживаются следующие две стандартные модели трансляции контента:
Информация о компании «Трафиклэнд»
Другие новости по теме:
Постоянный адрес публикации: http://www.procontent.ru/news/1360.html