Эта услуга требует специальной инфраструктуры вещания. Например, "ВымпелКом" потратил на столичную сеть DVB-H около 15 миллионов долларов. Но рассчитывать на быстрый возврат инвестиций не приходится. Потребителю нужно приобрести новый терминал с поддержкой DVB-H-вещания, а средняя стоимость таких аппаратов у нас составляет 500 долларов, да и модельный ряд невелик. "И нигде в мире пока нет примеров рентабельных проектов мобильного вещания", - говорит Владимир Кудряшов, аналитик J'son & Partners.
Мобильные операторы Европы и США в основном используют модель платной подписки, подразумевающую контроль мобильного "телеэфира" со стороны оператора. Это дает им возможность субсидировать продажи нужных мобильных терминалов. Но стоимость подписки все равно оказывается достаточно высокой.
Гораздо более успешно продвигаются бесплатные услуги мобильного вещания ТВ-каналов - этот подход принят в Японии и Южной Корее. Так, на пакет программ южнокорейского канала TDMB подписано более 10,3 миллиона абонентов, а в Японии бесплатным мобильным телевизионным сервисом One-Seg пользуются более 20 миллионов абонентов. Правда, замечает Кирилл Петров, управляющий директор i-Free, сервис One-Seg вообще не предусматривает контроля оператора над вещанием, это зона ответственности вещательных компаний. А для оператора связи мобильное ТВ оказывается дополнительной привлекательной функцией, а также источником дохода за счет продажи мобильных терминалов.
В Южной Корее, отмечают эксперты, эфирное мобильное ТВ активно поддерживается государством, а для получения дополнительного дохода вещатели могут рассчитывать только на рекламу. Но, отмечает Владимир Кудряшов, в 2007 году канал TDM-B получил доход на уровне 6 миллионов долларов, тогда как расходы составили около 40 миллионов. "Возможно, технология DVB-H уступит место вещательному контенту, распространяемому непосредственно через сотовую сеть", - резюмирует Кирилл Петров.
Речь идет о сетях следующего поколения - 4G/LTE или WiMAX, в которых стоимость трафика будет ниже, чем в сетях 3G, а также снимется ограничение: чем больше людей смотрят видео одновременно, тем медленнее соединение. К тому же мобильное ТВ можно смотреть с помощью любого 3G-приемника. Поэтому в МТС считают, что мобильное ТВ на базе 3G имеет большую перспективу, чем DVB-H. Компания уже протестировала различные интерактивные услуги на базе мобильного ТВ (в рамках ток- и реалити-шоу, мониторинга дорожного движения и т. д.).
Позиция ВымпелКома иная. "Нигде не произошло такого, чтобы все абоненты сотовой связи стали еще и абонентами мобильного телевидения, - говорит Ксения Корнеева, пресс-секретарь компании. - DVB-H - это нишевая технология и хорошее дополнение к нашим продуктам". А специалисты "Скай Линк" напоминают: "Основной объем трафика 3G-абонентов приходится не на телефоны, с которыми обычно ассоциируются у пользователей мобильные видеосервисы, а на 3G-модемы". Потому компания обеспечивает услуги онлайного ТВ и IP-радио пользователям не только телефонов, но и КПК, ноутбуков и нетбуков, включая их в пакет мобильных сервисов наравне с GPS-навигацией, онлайн-магазином и т. п. Может быть, будущее мобильного ТВ будет связано с проникновением неголосовых терминалов, например плееров, навигаторов или автомобильных медиацентров. Но в любом случае нужен специально разработанный телевизионный контент. И будущее технологии DVB-H зависит от готовности вещателей такой контент производить.
.Другие новости по теме:
Постоянный адрес публикации: http://www.procontent.ru/news/13651.html
© Елена Покатаева;