Непросто «западникам» выживать и сейчас: рынок на 70% состоит из российской музыки, а в этом сегменте безоговорочно лидируют наши игроки. Портит жизнь западным мейджорам и постепенный уход музыкального рынка в интернет- пока и здесь они остались не у дел. О том, на что западные компании рассчитывают в России, Анастасии Васильевой рассказал гендиректор Universal Music Дмитрий Коннов.
- Каковы объемы российского рынка звукозаписи (мирового рынка) и какова доля крупных западных киностудий (мейджоров) на рынке?
- На мировом рынке Universal Music Group занимает 38% и является крупнейшим игроком. Наш ближайший конкурент Sony BMG занимает примерно 25%. Любые оценки российского рынка являются, к сожалению, умозрительными, потому что 65% в Москве, а в регионах до 90% продаж — это пиратские продажи.
По оценке агентства «Интермедиа», в 2005 году в России было продано 96 млн музыкальных носителей (68,5 млн CD и 27,5 млн кассет) на общую сумму $384 млн. 2005-й был первым годом после кризиса 1998-го, когда на рынке не наблюдался рост, если говорить о легальной его части. Напротив, было сокращение примерно на 20%. Это произошло во многом потому, что продажа музыки уходит из торговли физическими носителями в торговлю носителями электронными, то есть в первую очередь в интернет и в музыку для мобильных телефонов.
- Как рынок будет развиваться дальше?
- Загадка. Приведу пример: когда виниловую пластинку сменял CD, эта смена проходила под контролем крупнейших звукозаписывающих фирм, которые сделали этот процесс последовательным, очень постепенным, но оперативным. В результате за пять лет винил в качестве основного носителя ушел с прилавков музыкальных магазинов. Этому способствовало и то, что виниловую пластинку нельзя слушать в автомобиле, а к этому моменту уже появились CD-магнитолы для машин. Все 1990-е годы индустрия росла за счет того, что СD оказался универсальным носителем, который можно использовать дома, в машине и в плейере. Сейчас музыка уходит в цифровую сферу, музыкальные дорожки становятся, так сказать, нефизическими. Хотя это повышаетинтерес к музыке у публики — электронный носитель значительно более удобен для пользователя.
Мы создадим определенную схему, при которой все больше и больше музыки будет продаваться через интернет и мобильную связь. Сейчас развивается новая эра цифровых технологий — десять лет назад никто не думал, что производители мобильных телефонов и сотовые операторы окажутся такими важными игроками на рынке развлечений. Но люди по-прежнему интересуются достаточно узким кругом развлечений, и музыка среди них попрежнему находится на одном из первых мест. При этом, например, провайдеры всевозможного контента не всегда представляют, чем они могут развлечь и завоевать аудиторию. И тогда они обращаются к поставщикам самого проверенного контента — звукозаписывающей компании, то есть к нам. Могут меняться способы доставки музыки для аудитории, но интерес к ней не изменится никогда, поэтому я в нашем бизнесе абсолютно уверен.
- Про борьбу с пиратством на рынке говорят уже много лет, сейчас эта проблема становится все более актуальной из-за грядущего присоединения России к ВТО. Как Universal Music борется с этой проблемой?
- После кризиса 1998 года в Москве до 95% рынка принадлежало пиратам, оставшиеся 5% делали «Пурпурный легион» и еще пара магазинов, продававших импортные CD. Дело в том, что до кризиса при цене доллара 6 руб. завозить диски имело смысл. Но после кризиса легальная продукция подорожала минимум втрое, при том что примерно настолько же упала покупательная способность населения. В то же время качество пиратской продукции достигло промышленного уровня, при этом пираты могли предложить диск по докризисным ценам. Следовательно, конкурировать с пиратами можно лишь путем снижения цен. И мы стали выпускать «диски-кириллики», актуальные западные альбомы, произведенные в России. Если производить пластинку здесь, то объемы затрат существенно уменьшаются, начиная со стоимости рабочей силы и заканчивая стоимостью пластмассы. В 1999 году такие пластинки стали выходить и доказали свою жизнеспособность на рынке.
Такая же ситуация действует в странах Восточной, Центральной Европы, где эти пластинки называютсявосточноевропейскими версиями — они стоят на порядок дешевле, и их цена соизмерима со стоимостью потребительской корзины в этих странах.
- Какой оборот у Universal Music Russia и какая часть приходится на «кириллики»?
- В прошлом году оборот составил $5 млн, из которых $3,5 млн пришлось на «кириллики», $1 млн — на продажу импортных альбомов. Остальное — местный репертуар и сборники, которые считаются отдельным продуктом.
- А другие носители? Или вы зарабатываете только на дисках?
- В прошлом году вся прибыль — продажа физических носителей, в основном CD.
- А на продаже музыки в интернете или рингтонов вы чтото зарабатываете?
- Если говорить об интернете, то у нас в стране законодательство фактически не противодействует нелегальному скачиванию музыки из Сети. Ситуация изменится в начале сентября, когда вступят в силу изменения в закон «Об авторском праве» и мы, правообладатели, получим возможность и эффективно защищать свои права в киберпространстве, и думать о начале интернет-торговли.
Что касается мобильных телефонов, стоит уточнить, что рингтон — обычный объект авторского права. Мы как музыкальная компания обладаем полным комплексом смежных прав. Поэтому с середины этого года мы начали работу по сотрудничеству с мобильными провайдерами, предлагая им свой контент — реалтоны (фрагмент реальной звуковой дорожки), картинки и прочее.
Сейчас нами подписаны уже первые контракты — мы начали получать первые деньги.
- Головной офис тоже зарабатывает в основном на продаже аудионосителей?
- В прошлом году свыше 85% денег принесла продажа физических аудионосителей. Остальные 15% — продажа музыки через интернет и с помощью мобильных телефонов. Последние два бизнеса Universal Music в этом году были объединены в одно подразделение Digital.
Кроме того, на Западе сейчас начали осваивать артистический менеджмент. Это схема, по которой звукозаписывающая компания берет на себя не только запись, маркетинг и продажу альбома, но и полное обслуживание музыканта — от подписания рекламных контрактов до организации концертов. Западные звукозаписывающие компании раньше сторонились этой деятельности, так как основой бизнеса были продажифизических носителей. Мы также собираемся подписывать с русскими артистами такие контракты.
- Диски каких российских исполнителей вы продаете?
- Дельфин, Линда, «Тату», Алсу, Дэцл, «А капелла экспресс» (джаз), «Банд''Эрос» (попRnB), Марк Артур (лаундж) и Туана (этно-поп).
- Какова доля в продажах Warner Music российских исполнителей?
- По итогам прошлого года- менее 5%: большинство релизов 2005 года было передвинуто на 2006-й. В текущем году эта цифра увеличится минимум вдвое.
- Какой из ваших российских проектов стал самым успешным?
- «Тату». Universal Music Russia выпустила альбом «200 км по встречной», этим альбомом заинтересовались на Западе, и там вышел альбом «200/Km In The Wrong Lane». На Западе альбом разошелся тиражом более 4 млн экземпляров, плюс 1,5 млн было продано в России и на Украине. Впрочем, надо учитывать, что и цена на эти альбомы была принципиально разная: в Англии — около 10 фунтов, на Украине — около 70 центов.
- Сколько «Тату» принесла прибыли?
- Скажу лишь, что проект был прибыльным.
- Каковы минимальные инвестиции в продвижение одного российского артиста?
- Я бы сказал, что если у вас нет $100 тыс., то сделать ничего качественного не удастся.
Хотя мне больше нравится цифра в $300 тыс. Самое важное- креатив, идея, которую, конечно, можно купить, но сама по себе она в кошелек не ляжет. Поэтому мы беремся только за те проекты, где присутствует сильная креативная составляющая.
- А много ли исполнителей «выстреливало» с одной песни?
- В России нет технологии синглов, когда перед релизом выпускаются в коммерческую продажу одна или две песни, мы торгуем исключительно альбомами. Обычно нужно долго разогревать общественное мнение и готовить его к тому, что есть артист, в которого они могут вложить 200 руб., купив пластинку. Очень небольшое количество артистов «выстреливало» с первой песни, последний случай — «Город 312». Люди за одну песню поверили во всю группу. Похожая история была с «Уматурман».
- Будет ли увеличиваться доля мейджоров на этом рынке?
- Отечественные музыкальные компании являются основными игроками на рынке.
Наш рынок на 70% состоит из отечественной музыки, а главный «капитал» мейджоров — международный репертуар.
Можно сказать так: все мейджоры, работающие на российском рынке, будут успешными, если, удачно продавая международных звезд, будут развивать и локальные проекты. Ведь если музыкант хочет выйти за национальные границы, ему нужен опытный проводник — и им может быть только мейджор.
Анастасия Васильева
.Другие новости по теме:
Постоянный адрес публикации: http://www.procontent.ru/news/2357.html