Мобильный Контент
iosAndroidWindows PhoneTizenBlackberry
— Приложения и игры Android, iPhone, iPad. Аналитика. Реклама.

Никто не ожидал, что сотовые операторы окажутся игроками рынка развлечений

16 августа, 2006
После кризиса 1998 года российский бизнес крупных западных звукозаписывающих компаний дышал на ладан: рынок захватили пираты и местные игроки.

Непросто «западникам» выживать и сейчас: рынок на 70% состоит из российской музыки, а в этом сегменте безоговорочно лидируют наши игроки. Портит жизнь западным мейджорам и постепенный уход музыкального рынка в интернет- пока и здесь они остались не у дел. О том, на что западные компании рассчитывают в России, Анастасии Васильевой рассказал гендиректор Universal Music Дмитрий Коннов.

- Каковы объемы российского рынка звукозаписи (мирового рынка) и какова доля крупных западных киностудий (мейджоров) на рынке?

- На мировом рынке Universal Music Group занимает 38% и является крупнейшим игроком. Наш ближайший конкурент Sony BMG занимает примерно 25%. Любые оценки российского рынка являются, к сожалению, умозрительными, потому что 65% в Москве, а в регионах до 90% продаж — это пиратские продажи.

По оценке агентства «Интермедиа», в 2005 году в России было продано 96 млн музыкальных носителей (68,5 млн CD и 27,5 млн кассет) на общую сумму $384 млн. 2005-й был первым годом после кризиса 1998-го, когда на рынке не наблюдался рост, если говорить о легальной его части. Напротив, было сокращение примерно на 20%. Это произошло во многом потому, что продажа музыки уходит из торговли физическими носителями в торговлю носителями электронными, то есть в первую очередь в интернет и в музыку для мобильных телефонов.

- Как рынок будет развиваться дальше?

- Загадка. Приведу пример: когда виниловую пластинку сменял CD, эта смена проходила под контролем крупнейших звукозаписывающих фирм, которые сделали этот процесс последовательным, очень постепенным, но оперативным. В результате за пять лет винил в качестве основного носителя ушел с прилавков музыкальных магазинов. Этому способствовало и то, что виниловую пластинку нельзя слушать в автомобиле, а к этому моменту уже появились CD-магнитолы для машин. Все 1990-е годы индустрия росла за счет того, что СD оказался универсальным носителем, который можно использовать дома, в машине и в плейере. Сейчас музыка уходит в цифровую сферу, музыкальные дорожки становятся, так сказать, нефизическими. Хотя это повышаетинтерес к музыке у публики — электронный носитель значительно более удобен для пользователя.

Мы создадим определенную схему, при которой все больше и больше музыки будет продаваться через интернет и мобильную связь. Сейчас развивается новая эра цифровых технологий — десять лет назад никто не думал, что производители мобильных телефонов и сотовые операторы окажутся такими важными игроками на рынке развлечений. Но люди по-прежнему интересуются достаточно узким кругом развлечений, и музыка среди них попрежнему находится на одном из первых мест. При этом, например, провайдеры всевозможного контента не всегда представляют, чем они могут развлечь и завоевать аудиторию. И тогда они обращаются к поставщикам самого проверенного контента — звукозаписывающей компании, то есть к нам. Могут меняться способы доставки музыки для аудитории, но интерес к ней не изменится никогда, поэтому я в нашем бизнесе абсолютно уверен.

- Про борьбу с пиратством на рынке говорят уже много лет, сейчас эта проблема становится все более актуальной из-за грядущего присоединения России к ВТО. Как Universal Music борется с этой проблемой?

- После кризиса 1998 года в Москве до 95% рынка принадлежало пиратам, оставшиеся 5% делали «Пурпурный легион» и еще пара магазинов, продававших импортные CD. Дело в том, что до кризиса при цене доллара 6 руб. завозить диски имело смысл. Но после кризиса легальная продукция подорожала минимум втрое, при том что примерно настолько же упала покупательная способность населения. В то же время качество пиратской продукции достигло промышленного уровня, при этом пираты могли предложить диск по докризисным ценам. Следовательно, конкурировать с пиратами можно лишь путем снижения цен. И мы стали выпускать «диски-кириллики», актуальные западные альбомы, произведенные в России. Если производить пластинку здесь, то объемы затрат существенно уменьшаются, начиная со стоимости рабочей силы и заканчивая стоимостью пластмассы. В 1999 году такие пластинки стали выходить и доказали свою жизнеспособность на рынке.

Такая же ситуация действует в странах Восточной, Центральной Европы, где эти пластинки называютсявосточноевропейскими версиями — они стоят на порядок дешевле, и их цена соизмерима со стоимостью потребительской корзины в этих странах.

- Какой оборот у Universal Music Russia и какая часть приходится на «кириллики»?

- В прошлом году оборот составил $5 млн, из которых $3,5 млн пришлось на «кириллики», $1 млн — на продажу импортных альбомов. Остальное — местный репертуар и сборники, которые считаются отдельным продуктом.

- А другие носители? Или вы зарабатываете только на дисках?

- В прошлом году вся прибыль — продажа физических носителей, в основном CD.

- А на продаже музыки в интернете или рингтонов вы чтото зарабатываете?

- Если говорить об интернете, то у нас в стране законодательство фактически не противодействует нелегальному скачиванию музыки из Сети. Ситуация изменится в начале сентября, когда вступят в силу изменения в закон «Об авторском праве» и мы, правообладатели, получим возможность и эффективно защищать свои права в киберпространстве, и думать о начале интернет-торговли.

Что касается мобильных телефонов, стоит уточнить, что рингтон — обычный объект авторского права. Мы как музыкальная компания обладаем полным комплексом смежных прав. Поэтому с середины этого года мы начали работу по сотрудничеству с мобильными провайдерами, предлагая им свой контент — реалтоны (фрагмент реальной звуковой дорожки), картинки и прочее.

Сейчас нами подписаны уже первые контракты — мы начали получать первые деньги.

- Головной офис тоже зарабатывает в основном на продаже аудионосителей?

- В прошлом году свыше 85% денег принесла продажа физических аудионосителей. Остальные 15% — продажа музыки через интернет и с помощью мобильных телефонов. Последние два бизнеса Universal Music в этом году были объединены в одно подразделение Digital.

Кроме того, на Западе сейчас начали осваивать артистический менеджмент. Это схема, по которой звукозаписывающая компания берет на себя не только запись, маркетинг и продажу альбома, но и полное обслуживание музыканта — от подписания рекламных контрактов до организации концертов. Западные звукозаписывающие компании раньше сторонились этой деятельности, так как основой бизнеса были продажифизических носителей. Мы также собираемся подписывать с русскими артистами такие контракты.

- Диски каких российских исполнителей вы продаете?

- Дельфин, Линда, «Тату», Алсу, Дэцл, «А капелла экспресс» (джаз), «Банд''Эрос» (попRnB), Марк Артур (лаундж) и Туана (этно-поп).

- Какова доля в продажах Warner Music российских исполнителей?

- По итогам прошлого года- менее 5%: большинство релизов 2005 года было передвинуто на 2006-й. В текущем году эта цифра увеличится минимум вдвое.

- Какой из ваших российских проектов стал самым успешным?

- «Тату». Universal Music Russia выпустила альбом «200 км по встречной», этим альбомом заинтересовались на Западе, и там вышел альбом «200/Km In The Wrong Lane». На Западе альбом разошелся тиражом более 4 млн экземпляров, плюс 1,5 млн было продано в России и на Украине. Впрочем, надо учитывать, что и цена на эти альбомы была принципиально разная: в Англии — около 10 фунтов, на Украине — около 70 центов.

- Сколько «Тату» принесла прибыли?

- Скажу лишь, что проект был прибыльным.

- Каковы минимальные инвестиции в продвижение одного российского артиста?

- Я бы сказал, что если у вас нет $100 тыс., то сделать ничего качественного не удастся.

Хотя мне больше нравится цифра в $300 тыс. Самое важное- креатив, идея, которую, конечно, можно купить, но сама по себе она в кошелек не ляжет. Поэтому мы беремся только за те проекты, где присутствует сильная креативная составляющая.

- А много ли исполнителей «выстреливало» с одной песни?

- В России нет технологии синглов, когда перед релизом выпускаются в коммерческую продажу одна или две песни, мы торгуем исключительно альбомами. Обычно нужно долго разогревать общественное мнение и готовить его к тому, что есть артист, в которого они могут вложить 200 руб., купив пластинку. Очень небольшое количество артистов «выстреливало» с первой песни, последний случай — «Город 312». Люди за одну песню поверили во всю группу. Похожая история была с «Уматурман».

- Будет ли увеличиваться доля мейджоров на этом рынке?

- Отечественные музыкальные компании являются основными игроками на рынке.

Наш рынок на 70% состоит из отечественной музыки, а главный «капитал» мейджоров — международный репертуар.

Можно сказать так: все мейджоры, работающие на российском рынке, будут успешными, если, удачно продавая международных звезд, будут развивать и локальные проекты. Ведь если музыкант хочет выйти за национальные границы, ему нужен опытный проводник — и им может быть только мейджор.

Анастасия Васильева

.

Другие новости по теме:

Постоянный адрес публикации: http://www.procontent.ru/news/2357.html



Издатель: Procontent.ru , источник: Газета «Бизнес»  
RSS-подписка на новости рубрики

Главные новости:

Movavi Clips — мощный и удобный видеоредактор для Android и iOS Movavi Clips — мощный и удобный видеоредактор для Android и iOS
Обзор iOS 13: переходим на темную сторону Обзор iOS 13: переходим на темную сторону
GRIS: обзор действительно роскошной и незабываемой игры на iPhone GRIS: обзор действительно роскошной и незабываемой игры на iPhone
Обзор Android 10: новые жесты, ночной режим, «фокусы» и строгие разрешения для приложений Обзор Android 10: новые жесты, ночной режим, «фокусы» и строгие разрешения для приложений
Обзор бесплатной бегалки Alabama Bones: крошечный шедевр [Android и iPhone] Обзор бесплатной бегалки Alabama Bones: крошечный шедевр [Android и iPhone]
WhatsApp будет тщательнее обращаться с эротическими фото; критика мессенджера WhatsApp будет тщательнее обращаться с эротическими фото; критика мессенджера
Facebook Libra: все о криптовалюте для WhatsApp, Messenger, Facebook и Instagram Facebook Libra: все о криптовалюте для WhatsApp, Messenger, Facebook и Instagram
Обзор Warriors of Waterdeep: «мягкая» РПГ на телефон по классическим D&D правилам [Android и iOS] Обзор Warriors of Waterdeep: «мягкая» РПГ на телефон по классическим D&D правилам [Android и iOS]


+ Добавить обзор




Актуальные темы:

Movavi Clips — мощный и удобный видеоредактор для Android и iOS Movavi Clips — мощный и удобный видеоредактор для Android и iOS
Обзор iOS 13: переходим на темную сторону Обзор iOS 13: переходим на темную сторону
GRIS: обзор действительно роскошной и незабываемой игры на iPhone GRIS: обзор действительно роскошной и незабываемой игры на iPhone
Обзор Android 10: новые жесты, ночной режим, «фокусы» и строгие разрешения для приложений Обзор Android 10: новые жесты, ночной режим, «фокусы» и строгие разрешения для приложений
iOS 13: обзор новых функций безопасности и защиты личных данных iOS 13: обзор новых функций безопасности и защиты личных данных
«Дыра» в WhatsApp и Telegram позволила хакерам воровать фото, видео и документы «Дыра» в WhatsApp и Telegram позволила хакерам воровать фото, видео и документы
«Номы!» - обзор кавайной игры на телефон с безжалостным F2P [Android и iPhone] «Номы!» - обзор кавайной игры на телефон с безжалостным F2P [Android и iPhone]