Обе компании отказались от комментариев.
Зачем Facebook свой собственный браузер, особенно принимая во внимание небольшую долю Opera на десктопе? Facebook также заинтересовался приобретением Face.com и в очередной раз готовит, по слухам, собственным смартфон, над которым работают шесть iPhone-инженеров и один из iPad-команды Apple.
Рынок, несколько лет назад считавшийся практически мертвым, за последние годы активно развивается, за что можно поблагодарить Mozilla Firefox, появление которого привело к запуску Google Chrome и переходу Microsoft на стандарты в IE9 и IE10. Рынок браузеров выглядит настолько привлекательным, что в игру готовится вступить Yahoo! с проектом Axis.
Зачем иметь свой собственный браузер? В понимании Microsoft потеря браузера означает потерю десктоп-бизнеса и MSN. Редмондская компания любит создавать так называемый «оптимизированный опыт» - на IE сегодня это означает возможности типа прикрепления веб-страниц к нижней части экрана Windows 7 для последующего быстрого к ним перехода.
Такой подход практикует компания, которой необходимо защищать свой рынок, а у нынешних создателей браузеров нет такой проблемы, но чтобы завоевать на рынке свою нишу им необходимо обеспечить удобство для конечных пользователей.
Google выпустил Chrome несмотря на партнерство с Mozilla, поскольку Firefox начал сдавать позиции, хотя сейчас уже успел выровнять ситуацию. Google добавил в браузер режим приватности, поиск по сайтам из панели инструментов и синхронизацию панелей. Opera увеличила скорость своих браузеров с помощью Turbo, развитой на базе аналогичной технологии для своего мобильного браузера Opera Mini, научившись сжимать веб-контент до 80%, а на Apple iPhone и iPad, по собственным заявлениям, до 90%. Microsoft в ответ сделал IE быстрее и похожим на Chrome.
Прошло некоторое время, но улучшения скорости и производительности обычные веб-пользователи не заметили. Однако такие пользователи не являются целевой аудиторией. Создатели браузеров заинтересовались теми, кто использует определенные приложения в браузерах, такие как игры, и теми, кто выходит в интернет с мобильных телефонов и планшетов, у которых ограниченная производительность, а интернет канал мобилен и довольно тонок.
Вот почему Firefox и Chrome сосредоточились на аппаратном ускорении графики, чтобы разгрузить CPU и увеличить время работы мобильных устройств от одной зарядки. Так появились Firefox и Chrome для Android.
Apple, у которого, наверное, самая привлекательная доля рынка, на свою платформу сторонние браузеры пускать не собирается, поэтому владельцы iOS-устройств обходятся без мобильных Firefox и Chrome.
Исключением стал мобильный браузер Opera Mini, поскольку он использует технологию сжатия веб-страниц и последующую подготовку их к просмотру с помощью глобальной сети серверов Opera, а не на самом смартфоне или планшете. С такой точки зрения Opera Mini больше похожа на приложение-сервис, поэтому браузеру удалось попасть на iPhone и iPad без необходимости создавать отдельную версию для устройств Apple.
Opera Mini не ограничивается только iOS – по данным самой норвежской компании, у браузера 168 млн пользователей на множестве платформ - Java ME, Android, Windows Mobile, iOS, BlackBerry и Symbian. Важно, что их большая часть проживает в странах с развивающимися рынками. Opera не может похвастаться оглушительным успехом в США и Европе, однако у нее отличные позиции в России, Бразилии, Африке и Юго-Восточной Азии.
У Opera есть еще один плюс – собственная рекламная сеть, купленная за более чем 8 млн долларов. Напомним, что мобильная реклама – очень важная часть недавнего IPO Facbook, о чем Procontent.Ru уже писал. Аудитория Facebook уходит с десктопов и лэптов на мобильные устройства, где возможности монетизации социальной сети пока ограничены.
Принимая во внимание изложенные выше размышления, вполне логично, что Facebook хочет получить инженеров, сервера и рекламную сеть Opera. Покупка Opera поможет улучшить производительность сайта соцсети на всех устройствах, особенно на iPhone и iPad. Сейчас у Facebook такой возможности нет. Пристальное внимание к iOS-платформе также может объяснить найм инженеров Apple. Это более логично, чем выпуск собственного смартфона на требовательный, дорогой и низкомаржинальный рынок «умных» телефонов.
Уроки Adobe
Похожая ситуация и у других компаний – Adobe тайно нанял несколько экспертов по Java Virtual Machine для ускорения работы ActionScript VM вне Flash-плеера, который не пустил на iOS Стив Джобс. Вселенная интернета на планшетах и мобильных телефонах быстро освобождается от разнообразных плагинов, к которым все уже привыкли на десктопе.
Adobe нанял всего четырех специалистов, у Opera их 700. У Facebook, после покупки Instagram за 1 миллиард $, вряд ли есть свободные средства. Правда, после приобретения, единственное, что сделала Facebook – запустила похожее приложение в iTunes. Эксперты считают, что Facebook купил Instagram чтобы избежать потенциальной конкуренции - у Instagram было 50 млн пользователей, а еще по 5 миллионов прибавлялось каждую неделю.
Здесь и может крыться причина, по которой Facebook может купить Opera: конкуренция. Safari, благодаря успеху iPhone и iPad, доминирует в мобильном интернете, давая Apple огромную власть. Некоторые издатели поняли, что эта власть нависла над ними дамокловым мечом и ушли из App Store, обратившись к HTML5, вместо того, чтобы потерять свою независимость и сдаться на милость Apple. Facebook, с выходом на IPO и полученной обязанностью отвечать перед акционерами, должна искать способы перестать полностью полагаться только на одну компанию для охвата миллионов пользователей.
Звучит смешно? Не стоит недооценивать независимость – вспомним Oracle, который вовремя направил ресурсы на улучшения ядра Linux, чтобы не полагаться полностью на дорожную карту Windows для серверов.
Главный вопрос – сколько готова заплатить Facebook за свою независимость?
.Другие новости по теме:
Постоянный адрес публикации: http://www.procontent.ru/news/24887.html
© Дмитрий Серпухов «Мобильный Контент»