Мобильный Контент
iosAndroidWindows PhoneTizenBlackberry
— Приложения и игры Android, iPhone, iPad. Аналитика. Реклама.

Подъем с переворотом

23 июля, 2007
Подъем с переворотом

Новые условия игры на федеральном рынке связи заставляют более прозорливых игроков искать возможности для получения сверхдоходов, менее расторопных — хотя бы сводить концы с концами

16 июля компания «Мобильные ТелеСистемы» объявила о запуске в эксплуатацию сетей местной фиксированной связи в 50−ти регионах России. Неделей раньше другой федеральный оператор — «МегаФон» — запустил сотовую сеть в последнем неохваченном регионе РФ — Республике Алтай. 12 июля «Синтерра» получила лицензии на оказание телематических услуг связи и услуг по передаче данных, необходимые для развития региональных мини-сетей WiMAX на территории 40 субъектов РФ. В этот же день магистральный оператор «Компания ТрансТелеКом» начал работу на рынке международной и междугородней телефонии.

Периодически ходят слухи о продаже «Связьинвестом» своих сотовых активов, наиболее привлекательные из которых «Уралсвязьинфом» (Екатеринбург) и «Енисейтелеком» (Красноярск), они то подтверждаются, то опровергаются первыми лицами холдинга. Перемены в телеком-секторе происходят едва ли не каждую неделю, а все потому, что во многом знаковым и переломным для нее стал предыдущий, 2006 год. Вступление в силу нового закона в этой сфере, демонополизация рынка междугородных и международных телефонных переговоров и новые правила предоставления услуг дальней связи, введение принципа «платит звонящий» (CPP) заставили всех без исключения игроков рынка думать по-новому. А недавняя «распродажа» лицензий на частоты третьего поколения (3G) и вовсе ознаменовала новый этап развития всей телеком-отрасли.

Лихорадка роста

Темп роста российского рынка связи впервые за последние четыре года продемонстрировал положительную динамику: начиная с 2003 года темпы роста отечественной телекоммуникационной отрасли неуклонно падали и снизились вдвое. Лидирующие позиции по-прежнему занимает мобильная связь — 45,8% рынка. Темпы прироста доходов операторов увеличились более чем на 5%. Общее количество сотовых абонентов в России по данным на июнь, достигло 160,27 млн человек, что на 1,1% выше уровня предыдущего месяца. Доля услуг проводной телефонии (местная, междугородняя, международная) сократилась, хотя рост доходов компаний в этой области увеличился более чем на 30%.

Попробуем проанализировать данные тенденции и понять, во-первых, почему доля мобильных операторов (которые в настоящее время практически полностью представляют сегмент мобильной связи), несмотря на насыщение рынка, увеличилась. Во-вторых, по каким причинам, несмотря на рост доходов, присутствие на рынке компаний, предоставляющих услуги стационарной связи, методично сокращается.

Парадокс

Расходы конечного пользователя на услуги телекома в России составили в 2006 году свыше 700 млрд рублей, без учета прибыли от интерконнекта и продаж оборудования. В соотношении с увеличением ВВП, телекоммуникационная отрасль растет быстрее всей экономики в целом. Если проанализировать ситуацию в других странах Восточной Европы: Чехии, Венгрии, Польше, Украине, Турции, или посмотреть на развитые рынки США и Западной Европы, то можно понять, что расходы конечных пользователей на услуги телекома останавливаются на отметке 2,2–2,3% от ВВП. Россия уже достигла этого уровня. Но в сравнении с представленными рынками в России самая высокая доля трафика звонков посредством стационарных телефонов. Замещение передачи голосовых данных с фиксированной на беспроводную, произошедшее в Европе, неизбежно и для нашей страны. Более того, этот процесс уже начался. «Сегодня существует небольшая конкуренция в фиксированной связи и сильная конкуренция в мобильной. Первая неизбежно создает увеличение общего голосового трафика для каждого пользователя. Однако со снижением тарифов фиксированных операторов высвободившиеся деньги, которые пользователь уже привык тратить и не собирается копить, должны переходить в сектор мобильных телефонов», — рассказывает главный аналитик исследовательской и консультационной фирмы Analysys (Великобритания) Руперт Вуд. Возникает парадокс: конкуренция в стационарной связи, стоимость услуг которой снижается, по идее, означает увеличение расходов на мобильные звонки. Так что проводная телефония в этой ситуации ни в каких условиях не выигрывает. Это справедливо везде, но в России этот процесс только начинается.

Кто сорвет джекпот?

Снижение цен на единицу услуги будет продолжаться, но кто получит возможность расходования свободных денежных средств пользователей — еще большой вопрос. Мобильная голосовая, мобильная информационная, фиксированная телефонная связь, либо деньги уйдут за пределы отрасли?

Конкуренция исключительно на основе цены неизбежно приведет к тому, что эти деньги просто пройдут мимо индустрии. Более высокое по сравнению с конкурентами качество услуг существенно влияет на абонента, но до определенного уровня насыщения. В какой-то момент из полезного дополнения оно становится обязательным условием лояльности клиента. Другими словами — тоже не вариант. Конечно, сотовым компаниям удается пока удерживать свою прибыль на высоком уровне, но динамика роста неуклонно сокращается, а вскоре доходы поставщиков услуг начнут падать. «Успешное использование повышения платежеспособности спроса населения зависит от того, смогут ли мобильные операторы реализовать свои решения на самых разных платформах одновременно, выйти в новые области», — убежден Руперт Вуд.

Вперемешку

Поэтому в основе новых стратегий игроков рынка лежит предоставление дополнительных услуг. В настоящее время наблюдается очевидное размывание продуктовых границ рынка как между сотовой и фиксированной связью, как в области «голоса», так и в плане интернет-услуг. Практически все компании сегодня ориентируются на одинаковые сегменты в одних и тех же местах обитания пользователей. В общественных местах и в дороге к потребителям обращаются сотовые компании, CDMA-, Wi-Fi-, WiMax-провайдеры. На работе к ним присоединяются поставщики услуг традиционной и IP-телефонии. Дома пользователя ждут операторы кабельного/спутникового телевидения, которые предоставляют услуги Triple Play (телефония, Интернет, IP-телевидение). Таким образом, конкуренция усиливается не только внутри каждого сегмента, но и распространяется между разными частями телеком-рынка, и компании смещают акценты в сторону повышения качества услуг и предоставления дополнительных сервисов. Схожие тенденции наблюдаются также в сфере абонентского оборудования. «Телефон принимает вид мультимедийного центра, при этом с прилавков вытесняются наиболее простые модели. Поэтому компании-производители и другие игроки смежных секторов пытаются искать источник доходов в телекоммуникационной отрасли. Например, Apple, которая всегда специализировалась на производстве компьютеров, начала продвигать не только свой iPod и различные музыкальные сервисы (сейчас они составляют 8% доходов компании, в 2006 году — 6% — Ред.), но и выходить на рынок мобильных телефонов», — комментирует ситуацию старший аналитик IKS-Consulting (Москва) Маргарита Зобнина.

Таким образом, давление усиливается как между операторами в одном сегменте, телеком-компаниями, так и между телекоммуникациями и другими секторами экономики. Проблема в том, что немногие игроки рынка пока понимают, как зарабатывать в смежных секторах.

Не мытьем так катаньем

Но тем не менее, все ищут варианты и пробуют; все задумываются о том, куда же движется рынок и откуда получать новые доходы. Одни идут в «голос», снижают издержки, другие делают ставки на интерконнект, сотовые операторы ищут источник прибыли в мобильном Интернете, который очень быстро растет, налегают на контентные сервисы и, конечно, делают большую ставку на 3G. В плане развития мобильного Интернета это действительно обоснованно. Достаточно сравнить соотношение капитализации и выручки в интернет-компаниях и организациях, занимающихся контентом, с игроками, которые обладают базовой инфраструктурой и вкладывают в нее очень большие деньги, и понять, что в первом случае эта пропорция значительно выше.

Естественно, это порождает новые бизнес-модели и предоставляет новые возможности контент-, сервис-провайдерам и самим операторам, которые могут увеличить свою долю в цепочке создания стоимости той или иной услуги и таким образом укрепить свои позиции на рынке, нарастить доходы. «Общая тенденция размывания четких границ происходит и в сфере самого контента, — считает Маргарита Зобнина. — Изначально как в сотовых, так и в фиксированных сетях был только голосовой контент, затем распространились мессенджеры (SMS, MMS), медиаинтегрированные услуги, которые в прошлом году вытянули рынок мобильного контента, показывавший снижение темпов роста. Сегодня активно развиваются WAP-порталы, мобильные сообщества, блоги и так далее. Другими словами, происходит постоянная конвергенция различных типов».

Контент позволит усилить возможности игроков по конкуренции друг с другом. Сейчас технологии находятся на том уровне развития, когда все компании предоставляют услуги на общем достаточно высоком уровне: абоненту практически все равно, каким способом получать доступ к данным: через мобильный телефон или ПК, через телевизор или PDA. Поэтому именно дополнительные сервисы и контент являются теми средствами конкуренции, которые будут двигать рынок дальше.

Что касается планов российского телекома в области 3G, то это, безусловно, более эффективный способ передачи больших объемов информации, но если загрузить этот канал не полностью, то он станет убыточным. Это особенно важно в России, где удивительно высок объем фиксированной голосовой связи. С одной стороны, у мобильных операторов есть огромные возможности по замещению фиксированного трафика мобильным. С другой — активное развитие контентных направлений, для того чтобы этот канал использовался на 100%. Стационарные операторы начнут диверсифицироваться и сосредоточатся на смежных секторах, в первую очередь, на передаче данных и пропуске трафика.

.

Другие новости по теме:

Постоянный адрес публикации: http://www.procontent.ru/news/5739.html



Издатель: Procontent.ru , источник: Эксперт Online  
RSS-подписка на новости рубрики

Главные новости:

Movavi Clips — мощный и удобный видеоредактор для Android и iOS Movavi Clips — мощный и удобный видеоредактор для Android и iOS
Обзор iOS 13: переходим на темную сторону Обзор iOS 13: переходим на темную сторону
GRIS: обзор действительно роскошной и незабываемой игры на iPhone GRIS: обзор действительно роскошной и незабываемой игры на iPhone
Обзор Android 10: новые жесты, ночной режим, «фокусы» и строгие разрешения для приложений Обзор Android 10: новые жесты, ночной режим, «фокусы» и строгие разрешения для приложений
Обзор бесплатной бегалки Alabama Bones: крошечный шедевр [Android и iPhone] Обзор бесплатной бегалки Alabama Bones: крошечный шедевр [Android и iPhone]
WhatsApp будет тщательнее обращаться с эротическими фото; критика мессенджера WhatsApp будет тщательнее обращаться с эротическими фото; критика мессенджера
Facebook Libra: все о криптовалюте для WhatsApp, Messenger, Facebook и Instagram Facebook Libra: все о криптовалюте для WhatsApp, Messenger, Facebook и Instagram
Обзор Warriors of Waterdeep: «мягкая» РПГ на телефон по классическим D&D правилам [Android и iOS] Обзор Warriors of Waterdeep: «мягкая» РПГ на телефон по классическим D&D правилам [Android и iOS]


+ Добавить обзор




Актуальные темы:

Movavi Clips — мощный и удобный видеоредактор для Android и iOS Movavi Clips — мощный и удобный видеоредактор для Android и iOS
Обзор iOS 13: переходим на темную сторону Обзор iOS 13: переходим на темную сторону
GRIS: обзор действительно роскошной и незабываемой игры на iPhone GRIS: обзор действительно роскошной и незабываемой игры на iPhone
Обзор Android 10: новые жесты, ночной режим, «фокусы» и строгие разрешения для приложений Обзор Android 10: новые жесты, ночной режим, «фокусы» и строгие разрешения для приложений
iOS 13: обзор новых функций безопасности и защиты личных данных iOS 13: обзор новых функций безопасности и защиты личных данных
«Дыра» в WhatsApp и Telegram позволила хакерам воровать фото, видео и документы «Дыра» в WhatsApp и Telegram позволила хакерам воровать фото, видео и документы
«Номы!» - обзор кавайной игры на телефон с безжалостным F2P [Android и iPhone] «Номы!» - обзор кавайной игры на телефон с безжалостным F2P [Android и iPhone]