Наибольший интерес участников круглого стола вызвал доклад аналитика компании Json&Partners Дмитрия Мартемьянова о состоянии современного рынка мобильного контента. В частности, в докладе сообщалось, что рынок всех SMS-услуг составил в 2004 году около 300-310 млн. долларов.
Наиболее быстроразвивающимся является развлекательное направление (Java-игры, мелодии, картинки и логотипы). Их доля составляет 71%. В то же время, доходы от медийных проектов составили 6% от всей стоимости рынка мобильного контента, что в денежном эквиваленте составляет 15-16 млн.долл. Цифра в 6% была актуальна в конце 2004 года, так как в начале года доля медийного сектора составляла всего 2%. Таким образом, за год она увеличилась втрое.
Интерактивные ТВ-программы принесли 59%, а телевизионные чаты - около 13%, таким образом, общая доля телевидения составила 72%. На втором месте радио (16%), на третьем - пресса (11%). По мнению аналитиков, в 2005 году это разделение будет меняться в сторону увеличения доли прессы.
Интересно отметить и региональное распределение рынка интерактивного телевидения и радио. Доля Москвы и области от общего объема пользования SMS-услугами на телевидении составляет всего 2,6%. Аналитики связывают это с тем, что в Москве рынок уже перенасыщен, в то время как в регионах такой тенденции пока не наблюдается. Чаще всего пользуются интерактивными СМИ жители Северо-западного региона (4,2 %), а безусловным рекордсменом по этому показателю можно назвать Архангельск (9%).
Ведущие компании, предоставляющие SMS-услуги, среди которых SMS Media Solutions, Infon, "Служба Музыкальных сообщений" ("Муз-ТВ"), прогнозируют увеличение рынка к концу 2005 года на 30-40%.
Что касается потребителей услуг мобильного контента, в 2003-2004 гг. целевую аудиторию сервисов составляла молодежь от 16 до 24 лет. Сейчас аудитория начинает взрослеть и расширяться. Теперь пользователями становятся активные люди от 18 до 36 лет, расходующие на сотовую связь от 10 долларов в месяц и более.
На круглом столе шел разговор о возможных аспектах использования SMS на телевидени, радио и в прессе. Присутствующие делились опытом, рассказывали о примерах удачного и неудачного использования SMS-технологий.
Руководитель компании Infon, первого российского провайдера мобильного контента, Константин Лихоедов отметил, что рынок SMS-услуг расширяется, но при этом на сегодняшний день средства массовой информации используются только как площадки для продаж, а для аудитории большой интерес представляют медиаинтегрированные проекты, для участия в которых привлекается третья сторона. Он также подробно рассказал о способе взаимодействия SMS и СМИ и представил слушателям наиболее перспективные схемы сотрудничества.
По мнению Константина Лихоедова, наиболее целесообразная и активно развивающаяся схема - это интеграция SMS со СМИ, которая основана на введении элемента интерактивности. Недостаток, который имели СМИ, отсутствие обратной связи, могут решить SMS-услуги. Обратный канал в виде SMS позволяет обеспечить возможность связи с аудиторией, чтобы она могла выражать свое отношение. При этом использование премиальных SMS для SMS-голосований и викторины, розыгрыши - хороший способ привлечения внимания абонента к изданию. Например, телеканал может провести SMS-голосование на тему того, какие программы зритель желает смотреть: в эфире анонсируются телепрограммы, которые запланированы к показу на следующей неделе, а затем абоненту предлагается выбрать интересующие передачи путем платного SMS-голосования.
SMS могут также служить информационным каналом, т.е. посредством SMS возможно распространение новостей. Для интернет-агентств это реально работающий канал, однако при такой схеме финансирование SMS-канала должно обеспечивать само СМИ, поскольку при финансировании канала его абонентами возникают ряд трудностей, самая главная и неразрешимая из которых состоит в том, что сегодня вряд ли многие захотят платить за информацию.
Как полагает руководитель Infon, наиболее перспективное направление, позволяющее параллельно формировать постоянное сообщество (community) вокруг телеканала - это SMS-чаты, специальные телепередачи, зрители которых посылают SMS, размещающиеся бегущей строкой на экране. Подобные проекты уже успешно работают на Петербургском телевидении.
Руководитель отдела сетевого продвижения телеканала REN TV Альма Швальбе говорила о целесообразности использования SMS тем или иным телеканалом. По ее словам, все зависит от аудитории того или иного канала. Здесь все решает средний возраст телезрителя. Кроме того, по ее словам, крупные общероссийские телеканалы - это довольно сложные и разветвленные структуры, в которых "достучаться" до руководства порой очень сложно. В этом случае совершенно нецелесообразно широкое применение SMS на центральных каналах, таких как ОРТ и РТР, но, в то же время, абсолютно оправданным оно будет на молодежном телевидении. Кстати, наиболее широко использует SMS телеканал ТНТ.
Речь шла и об использовании SMS в бумажной прессе. Здесь, к сожалению, возможных схем взаимодействия с аудиторией значительно меньше, но в наиболее выгодном положении могут оказаться газеты, принимающие платные объявления. Как отиметил Константин Лихоедов, они вполне могут работать по схеме, когда плата за SMS будет считаться платой за объявление. В Прибалтике эта схема уже давно и успешно опробована.
Как отмечали все участники круглого стола, рынок SMS-услуг непрерывно растет и приносит серьезную прибыль, так что именно сейчас СМИ должны занять на нем свою нишу, которая в дальнейшем поможет им теснее взаимодействовать с аудиторией и завоевывать новые маркетинговые площадки.
.Другие новости по теме:
Постоянный адрес публикации: http://www.procontent.ru/news/60.html