Мобильное мошенничество проблема не столько локально российская, сколько общемировая. По некоторым данным, ежегодные убытки от мобильных преступлений в мировой сотовой индустрии составляют около $25 млрд, или 3-5% от общей суммы доходов. Отечественные компании предпочитают не афишировать свои потери, но по данным Всемирного форума операторов GSM по борьбе с мошенничеством, работающие в постсоветском пространстве операторы попадают в категорию тех, у кого ущерб от мошенничества составляет около 10%.
Однако, операторы – не единственные жертвы мобильных преступлений, на обратной стороне медали – потери абонентов сотовых сетей, которые никто и не берется подсчитать. Сотовые компании, комментируя сложившуюся ситуацию, призывают быть бдительными: по чьему-то меткому заявлению, обвинять их в преступлениях с использованием мобильного телефона все равно, что обвинять чулочную фабрику в том, что ее продукцией пользуются грабители банков. При этом по данным МВД России до 5% абонентов готовы откликнуться на самые наивные предложения злоумышленников, а учитывая, что уровень проникновения сотовой связи в России превысил 100%й барьер – это несколько миллионов человек. Чтобы не попасть в их число, нужно знать, чего ожидать от злоумышленников.
Этот вид обмана очень распространен в Интернете. Абонентам предлагают за несколько долларов прислать чудо-программу, генерирующую коды карточек экспресс-оплаты за мобильную связь. Нередко программу присылают, и она оказывается ничем иным, как генератором случайных чисел.
Также разновидность интернет-мошенничества. На сайтах-однодневках, как правило размещенных на бесплатных хостингах, злоумышленники представляются сотрудниками сотовых компаний, которым якобы известны «секретные технологии» настройки телефона для бесплатного использования любых услуг оператора. Получить «инструкцию» можно за $10-20.
За небольшую плату мошенники предлагают купить у них программу, установив которую в телефон можно будет проникнуть в память телефона другого абонента и прочесть, скажем, всю историю его SMS-сообщений. Как неоднократно сообщали операторы, технически это реализовать не возможно.
Этот способ мошенничества еще называют «питерским», потому что именно в Северной столице он имеет огромную популярность. Злоумышленники сообщают вам по телефону, что ваш родственник или друг попал в аварию/отделение милиции и так далее, и пользуясь вашими смешанными чувствами просят либо продиктовать им номер карты пополнения счета, чтобы он мог выйти на связь с вами, либо отдать им энную сумму денег за его вызволение. В последнем случае сумма выкупа может исчисляться тысячами долларов, и многие мошенники их получают!
Нередко злоумышленники представляются ведущими популярных радиостанций или телевизионных программ и сообщают, что вы выиграли ценный приз, например, мобильный телефон или ноутбук. Для его получения необходимо всего-ничего – приобрести карту экспресс-оплаты и сообщить ее код ведущему.
С неизвестного номера поступает звонок или сообщение с просьбой «перезвонить» или более интригующего содержания – «перезвонить и познакомиться с симпатичной девушкой/молодым человеком» (мальчикам пишут «помоги кросаветце», девочкам - «помоги кросавчегу»). Как правило, звонки на такие номера тарифицируются по специальным завышенным тарифам, а на другом конце провода никакого обещанного знакомого или нового знакомства не обнаруживается.
В этом случае абонентам рассылается SMS-сообщение от имени сотовой компании с предложением принять участие в конкурсе типа «Позвони на этот номер и получи на свой счет $3», перейти на новый «бесплатный тариф» за небольшую плату или перечислить деньги со своего счета за переход на новую «технологическую платформу» и так далее. Звонки на такие короткие номера обходятся дороже, чем обещанный «приз». Что касается перехода на «новые тарифы» и «новые частоты», то здесь мошенники предлагают набрать на телефоне код вида, допустим «*112*ХХХХХХХХХХ*ZZ#», где ХХХ - номер счета мошенников. Возможность пополнения баланса другого абонента предусмотрена у большинства операторов – именно это действие и реализует команда, а деньги уходят на чужой счет.
Наиболее дорогостоящий и трудоемкий способ мошенничества, который позволяет с использованием современных устройств «клонировать» сотовые телефоны и какое-то время удаленно совершать звонки, оплата за которые списывается с мобильного счета жертвы. Однако, беспричинно беспокоиться тоже не стоит: без физического доступа по крайней мере на несколько часов аппарат никто не сможет клонировать. Клонировать телефон, перехватывая информацию в эфире, нельзя. Но если вы потеряли свой телефон, а потом нашли (или вам его вернули) тогда будьте осторожны: не исключено, что у вашего мобильника появится двойник.
Как рассказала procontent.ru сотрудник Департамент по связям с общественностью ОАО «МТС» Вероника Бялковская, случаи телефонного мошенничества происходят довольно часто, и компания прилагает все возможные усилия для их предотвращения, прежде всего предупреждая абонентов о возможных вариантах махинаций и оказывая содействие правоохранительным органам в поиске злоумышленников. Она также просила обратить внимание абонентов, что информация об условиях проведения различных акций, викторин и розыгрышей, проводимых самостоятельно или с участием партнеров, всегда есть на региональных сайтах компании или доступна в Контактном центре МТС и любом салоне-магазин. Кроме того, МТС не проводит никаких рекламных акций, связанных с предоставлением секретного кода карты оплаты другим лицам, а также не производит никакие технические работы с привлечением абонентов, в том числе связанные с необходимостью для абонента что-либо вводить и отправлять с телефона, звонить или менять пароли доступа.
По словам начальника отдела по связям с общественностью SkyLink Кирилла Волошина,
«Мобильная связь - всего лишь инструмент для мошенников, также как и фиксированная, ведь механизм един: вынудить абонента отдать определенную сумму денег. И мобильные операторы, и фиксированные, и контент-провайдеры уверяют в один голос: пожалуйста, не верьте тем, кто обещает/угрожает/предлагает вам что угодно, если эта информация не подтверждается при помощи прозвона в call-центр оператора. Вам пообещали «счастье» после того, как вы перечислите денег оператору, купив его сим-карту и сообщив пин-код тому, кто звонил? Обратитесь в call-центр и уточните, проводится ли такая акция. Если кто-то звонит вам от имени вашего сына, позвоните ему на мобильный и в службу собственной безопасности милиции местного региона. Будьте бдительны!»
Если вас все-таки обманули: Необходимо заявить о подобном случае в правоохранительные органы, а также проинформировать о случае мошенничества специалистов контактного центра вашего мобильного оператора. Возможно, ваш случай не единичный и злоумышленников удастся вычислить. Кроме того, расскажите свою историю другим абонентам, этим вы внесете свой вклад в борьбу с мобильными мошенниками и поможете другим не наступить на те же грабли. Сделать это легко посредством того же Интернета, где информация подобного рода распространяется очень быстро. Например, абоненты сети «Мегафон-Кавказ» ведут для этого специальный блог (http://community.livejournal.com/megafonkavkaz).
Крупные контент-провайдеры никогда не станут портить себе репутацию таким, но небольшие компании не гнушаются вводить в заблуждение абонентов недобросовестной рекламой. Способ прост – реальная цена контента/услуги указывается незаметно мелким шрифтом или не указывается вообще, в итоге абонент существенно переплачивает за картинку или мелодию. Один из ярких примеров случился недавно в Перми, где доверчивым гражданам предлагалось «открыть секреты SMS-бизнеса» за $4,75 + НДС – цена услуги и тот факт, что «услуга считается предоставленной после отправления SMS-сообщения, и претензии не принимаются» в рекламе прочитать было сложно, сообщает пермская деловая газета Business Class.
Заказывая контент у провайдера, абонент автоматические соглашается с условиями договора об обслуживании (так называемый договор оферты), который в рекламное объявление по разумным причинам не может поместиться и, как правило, размещен на сайте провайдера. Здесь и кроется подвох. Нередко заказав всего лишь одну картинку абонент дает добро на получение регулярной подписки несущественного содержания, которая приходит на телефон в виде входящего тарифицируемого SMS-сообщения (платит за него абонент, а не отправитель!). Попытка отписаться от такого навязчивого сервиса обходится еще в несколько долларов. Хороший пример работы подобной схемы приводит один из пользователей «Живого журнала» в своем блоге (http://mizhgan.livejournal.com/1771.html). Судя по сайту компании «Авант Мобайл» (Mobster) (http://www.mobster.ru/services.aspx), о которой идет речь, она здравствует и ныне, продолжая оказывать подобные услуги. Данный способ отъема денег несколько лет назад сильно пошатнул рынок дополнительных услуг сотовой связи Западной Европы, подорвав доверие абонентов. В России же "все только начинается". Поддавшись рекламе и отправив SMS-ку на короткий номер, вы можете быть автоматически подписаны на платные рассылки. Помните, входящие SMS-ки бывают платные. За каждое полученное короткое сообщение с определенных коротких номеров счета будут списаны деньги.
К сожалении, в отличие от многочисленных способов мобильного мошенничества, мошенничество с контентом опирается на два кита – букву закона и невнимательность абонентов, поэтому привлечь подобные компании к ответственности очень сложно. Поэтому будьте внимательны к услугам контент-провайдеров так же, как и выбирая в магазине какую-нибудь дорогую покупку. Обратите внимание на все условия предоставления услуги! Отдельным больным вопросам остается популярность услуг контент-провайдеров у младших школьников и подростков, которых обмануть намного проще, чем взрослых, однако, найти решение проблемы в рамках этой статьи мы не претендуем.
Несколько советов абонентам дала PR-директор компании i-Free Аэлита Давыдова:
«На рынке еще встречаются случаи недобросовестной рекламы, которая может ввести пользователя в заблуждение - например, относительно стоимости контента. Конечно, это не относится к крупным контент-провайдерам, которые заботятся о своей репутации и тщательно следят за тем, чтобы информация об их сервисах была полной и корректной. Но некоторые маленькие компании иногда пользуются для привлечения абонентов нечестными способами: например, указывают стоимость контента в рекламе не полностью или очень мелко, так, что абоненту трудно бывает не просто прочитать, но даже и заметить эту информацию. Чтобы избежать неприятностей, можно посоветовать абонентам пользоваться услугами только проверенных компаний и обращать больше внимания на бренд - бренды крупных контент-провайдеров сегодня могут выступать гарантом качества услуг и достоверности информации».
.Другие новости по теме:
Постоянный адрес публикации: http://www.procontent.ru/news/6863.html
© Анастасия Симакина «Мобильный Контент»