По большому счету, под мобильными платежами подразумевается целый ряд технологий от сервисов премиум-SMS до NFC-платежей. Мобильные платежи - это разновидность электронных платежей, основанная на использовании мобильных портативных устройств получения и передачи информации, и последующего совершения транзакций (платежей). Грубо говоря, это любые способы, позволяющие осуществлять оплату за товары и услуги при помощи мобильного телефона. Преимущества подобных технологий для абонентов и компаний довольно прозрачны: для первых это прежде всего увеличение комфорта и мобильности, для вторых– увеличение доступности услуг и возможность взаимодействовать с покупателем или клиентом, где бы он не находился.
Однако, несмотря на столь бесспорные плюсы, пока в России широко распространена только технология премиум-SMS, которая относится к категории мобильных платежей с некоторой натяжкой. Есть и ряд удачных проектов, связанных с использованием специальных SIM-карт (STK, Sim Application Toolkit), но массовыми подобные сервисы назвать нельзя.
Как пояснил руководитель партнерской программы компании i-Free Сергей Тулаев, Премиум-SMS предполагает использование технологии биллинга сотового оператора, предназначенной для премиум-услуг, для платежей. Представляет это собой отправку SMS, тарифицируемой по премиум-тарифу (в основном, от 30 до 150р за сообщение). Основное применение технологии – оплата различного рода контентных услуг, таких, как приобретение игр, музыки, видео, услуг сайтов знакомств и онлайн-игр и тому подобного. Ограничения, связанные с потенциальной суммой платежа, а также привязанность технологии к услугам контент-провайдеров не позволяют считать ее действительно универсальным способом осуществления мобильных платежей. На данном этапе развития рынка – это скорее полумера. Тем не менее, по словам исполнительного директора компании «Мобильный Платеж» Сергея Лато, благодаря простоте SMS-платежей и активной рекламной политике контент-провайдеров объем рынка микроплатежей в России на данный момент составляет более $100 млн. в год.
Особенность STK-банкинга состоит в том, что клиенту необходимо перепрошить SIM-карту у своего сотового оператора или в банке. Что касается STK-решений, то и здесь существенный недостаток – «необходимость тесного сотрудничества мобильного оператора и банка, которое не всегда бывает продуктивным и значительно осложняет вопросы, связанные с отменой платежей», - считает бренд-менеджер ООО «Мобильный кошелек» Дмитрий Базилевич. По его словам, STK-решения хороши только тем, что они работают практически на всех мобильных телефонах. Для пользователя процесс платежа выглядит следующим образом: выбор товара, отправка SMS или специального номера с указанием параметров покупки - сумма платежа, идентификатор торговой точки и так далее. В случае подтверждения сумма платежа списывается со счета клиента и переводится на счет продавца. Для России наиболее развитыми системами подобного типа являются независимые от конкретных банков системы SimMP и Mobile bank Verifyed by VISA.
В плане практического применения STK для мобильных платежей можно отметить сервисы «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн»), которая предлагает своим абонентам услугу «Мобильный платеж» (средства по SMS-запросу могут быть списаны со счета банковской карты, сейчас в программе участвуют Альфа-Банк и Банк Русский Стандарт), а также «Мобильный платеж.Интернет» (средства списываются с мобильного счета абонента). Подобный сервис есть и у компании «МТС» («Мобильный банк)», она позволяет посредством SMS-сообщений управлять своим банковским счетом (на сегодняшний день «МТС» работает с МБРР и Сбербанком). Также у петербургского ГУП ВЦКП (принимает различные коммунальные платежи) реализована возможность оплаты через SMS. На данный момент эта технология доступна клиентам банка «Петрокоммерц», а отправка SMS-сообщения является поручением на списание с банковского счета соответствующей суммы за оплату жилищно-коммунальных услуг. Через 3-6 месяцев оплату через SMS планирует внедрить и «Петроэлектросбыт», сейчас компания ведет переговоры с «большой тройкой» о технической стороне вопроса.
Получается, что SMS-технология в мобильном банкинге имеет ряд неудобств как организационных, так и связанных с ее практическим применением. В этой ситуации логичным продолжением развития интернет-банкинга, к которому также изначально относились с большой осторожностью, стало бы развитие WAP-банкинга. Но использование WAP-протокола для платежей не получило пока широкого распространения из-за некоторого неудобства при работе с WAP-сайтами для пользователей, а также опасений относительно безопасности передачи данных. Возможно, в перспективе банки уделят развитию этой технологии большее внимание, если появится возможность разделения доходов от WAP-трафика с операторами сотовой связи. Например, в Украине эта схема уже успешно работает. Также развитие этого вида мобильного банкинга эксперты связывают с внедрением в сотовых сетях технологий третьего поколения (3G), обеспечивающих быструю передачу информации: веб-ресурсы и WAP-ресурсы банков, таким образом, станут намного доступнее для пользователей.
В силу всех этих обстоятельств использование java-приложений как инструмента для мобильных платежей становится все более популярным. В ближайшем будущем, считает Дмитрий Базилевич, «SMS-сервисы будут выступать скорее как дополнительная услуга, а на ведущие роли выйдут программные приложения для КПК с передачей данных через GPRS-канал (java, Windows Mobile). По прогнозам специалистов, проникновение на рынок платежных систем, использующих эту платформу, будет усиливаться вместе с ростом числа телефонов, поддерживающих java, и увеличением числа КПК - смартфонов, коммуникаторов и так далее».
В области использования java-приложений для мобильных платежей наиболее развитыми являются системы, работающие на b2b рынке приема платежей. Например, мобильные клиенты компаний ОСМП и e-port. Из розничных систем можно выделить систему «Мобильный кошелек» и мобильный клиент GSM Keeper от WebMoney. Судя по статистике, популярность таких систем будет расти: установить приложение на мобильный телефон не сложно, а работать с ним крайне просто и удобно. Например, система «Мобильный Кошелек» была запущена в работу сравнительно недавно, в сентябре 2006 года. За первый год к системе подключилось 100 тыс. пользователей, на данный момент количество пользователей системы увеличивается на 20 тыс. ежемесячно. Ежедневно пользователи системы совершают более 10 тыс. платежей.
Наиболее интригующая из всех технологий мобильных платежей – это Near Field Communication (NFC). Она представляет собой сочетание бесконтактной идентификации и беспроводной коммуникации мобильных устройств, то есть телефон с технологией NFC можно использовать в качестве карты для банкомата. Например, нужно всего лишь положить устройство на банкомат, и он в течение нескольких секунд распознает владельца устройства и считает все необходимые данные для выдачи наличных.
По результатам исследования, проведенного кампанией ABI Research, к 2012 году технология NFC будет доступна 292 миллионам пользователей сотовых телефонов. Однако, в настоящий момент нельзя говорить о повсеместном внедрении NFC платежей даже в большинстве развитых стран мира, а в России об их появлении говорить пока что тем более рано: в нашей стране нет ни одного реализованного NFC-проекта. Одной из первых «ласточек» стал совместный проект Московского метрополитена, компании Nokia, Банка Москвы и международной платежной системой VISА. Воспользоваться мобильным телефоном для оплаты проезда в столичном метрополитене смогут владельцы специальных моделей телефонов Nokia. Обещают также, что с января 2008 года зеленоградская фирма «Микрон» запустит в продажу специальные SIM-карты, которые будут работать в любых мобильниках. Денежные средства за проезд будут списываться с банковского счета пассажира, пока проект все еще находится в стадии разработки.
Одним из существенных тормозов для роста рынка мобильных платежей в России являются особенности местного законодательства. Например, операторы имеют лицензию на предоставление населению услуг связи. А для выполнения банковских операций необходима лицензия на осуществление банковской деятельности, которой у операторов нет, поэтому возможно только трехстороннее взаимодействие абонент-оператор-банк. Если использовать мобильный счет абонента, перед операторами встает другой юридически сложный вопрос: каким образом в абонентских договорах и правилах оказания услуг связи отразить то, что часть средств может быть использована в других целях.
Другая серьезная законодательная проблема, сдерживающих развитие рынка – очень жесткие требования к идентификации плательщика, предусмотренные законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Согласно этому закону, банки и иные организации, осуществляющие переводы денежных средств, обязаны сопровождать расчеты и переводы средств информацией о плательщике: такая информация должна включать название организации или имя физического лица, ИНН, адрес места жительства или пребывания либо дату и место рождения.
Из положительных законодательных изменений – вступление в силу в начале 2008 года новой редакции положения «О безналичных расчетах в РФ», где Центробанк введет понятия электронного платежа и удаленного банкинга. В целом же пока законодательство в этой сфере весьма бессистемное и противоречивое.
Тем не менее, осенью 2007 года появились сообщения, что в наступившем году в России может появиться возможность совершать платежи непосредственно с мобильного телефона. Для этого будет создана единая система мобильных платежей. Разработать такую систему предложил Инфокоммуникационный союз (бывшая Ассоциация 3G), а в конце октября идею поддержало Мининформсвязи. Пока механизм работы системы разрабатывается, изначально предполагалось, что она может начать работать в России уже в первой половине 2008 года.
«Думаю, что мобильными платежами пользуется пока не более одной десятой, а то и сотой доли процента населения России. Тормозит развитие как всегда одно и тоже: законодательная база и привычки населения. Это главное. Как правило, инвестиции в инфраструктуру могут быть найдены быстрее, чем происходят нужные изменения в голове потребителя», - считает директор по маркетингу SMS Traffic Валерий Крахмалев. По его словам, все существующие схемы мобильных платежей - это системы, тем или иным образом созданные в обход законодательного запрета. «Все подобные схемы являются, мягко говоря, кривыми. И, по моему мнению, не могут в будущем составить основу отрасли. Хотя в России возможно всё», - добавил он.
Мобильные платежи в российских реалиях крайне перспективная область, имеющая перед платежами через Интернет важно преимущество: уровень проникновения Интернета на большей части территории РФ остается низким, тогда как уровень проникновения мобильной связи в России превысил 100%-й барьер.
Согласно опросу РосБизнесКонсалтинг, проведенному в начале декабря 2007 года, из 8230 респондентов 19,3% ответили, что используют мобильный банкинг, 48% - знают о такой возможности, но пока не используют ее, 28,7% - не знают о том, что это такое, 2,5% - не пользуются услугами банков и 1,5% - не имеют мобильного телефона. По крайне мере, уровень осведомленности населения о возможностях мобильного банкинга достиг 67,3%, что уже является позитивной тенденцией. «По оценкам экспертов, число людей, готовых пользоваться услугами мобильного банкинга в России - только в отдельно взятых городах - измеряется сотнями тысяч. Со временем сфера платных услуг населению изменит номенклатуру платежей в сторону увеличения. Уже сейчас каждый десятый москвич готов пользоваться высокотехнологичными услугами, для чего необходимы удобные способы оплаты. Поэтому мобильный банкинг в России имеет хорошие шансы стать востребованной и по-настоящему доступной услугой», - согласился Дмитрий Базилевич.
По мнению специалистов, отставание России от мировых рынков пока не столь велико. «Мировой рынок мобильных платежей, в целом, находится лишь в стадии формирования, за исключением крайне немногочисленных успешных проектов (Япония, Тайланд, системы GCash и Luup). Что же касается технологий, в России пока делаются лишь первые шаги по использованию NFC (Near Field Communication), технология наподобие бесконтактных смарт-карт в метро. В Японии же и Тайланде эта технология вполне прижилась», - заявил Сергей Тулаев.
Он также считает, что о перспективах пока сложно говорить в первую очередь потому, что для развития мобильных платежей на российской почве необходимы подвижки в законодательстве. «Если же говорить о перспективах именно технологий, я считаю, что успех той или иной технологии, успешной в мире, именно в России будет зависеть скорее от случайности, нежели от каких-то местных факторов. С другой стороны, учитывая тотальную неграмотность населения в плане пользования банковскими счетами, будущее технологий, основанных на привязке к банковскому счету, туманно», - заключил он.
Более оптимистичный прогноз в отношении развития сферы мобильных платежей дал Дмитрий Базилевич: «Культура потребления банковских продуктов на Западе намного выше, чем в России. Этим обусловлены существенные отличия - и более высокая распространенность NFC-систем, и банковских карт. Россия, как часто бывает, и здесь пошла своим путем. Тем не менее, у этого пути есть свои плюсы - прежде всего это относится к организациям, которым мобильные платежи интересны в качестве дополнительного способа оплаты товаров/услуг. Это интернет-магазины, провайдеры различных услуг, и, конечно же, банки. Банки подключаются к платежным системам, имеющим готовые технические решения, снимая, таким образом, все проблемы, связанные с биллингом и другими техническими вопросами».
Исполнительный директор компании «А1: Первый альтернативный контент-провайдер» Александр Пухов считает, что на данный момент сравнивать российский и западный рынки мобильных платежей непросто. Он также считает, что дело даже не в уровне развития сотовой связи, а в менталитете и в уже существующих системах оплат. На западном рынке микроплатежи производятся преимущественно через электронные системы платежей VISA или PAYPAL. В России же многие обладатели VISA даже не знают, что платить можно с помощью карты или не используют их с целью безопасности. «Стоит также отметить, что на Западе широко применяется более удобный способ оплаты - с помощью IVR-звонка, помимо SMS-сообщений, и российский рынок постепенно движется в этом направлении», - добавил он.
Аналитики дают позитивные прогнозы. Около 25% пользователей мобильной связи к концу 2009 года будут пользоваться беспроводными банковскими услугами, утверждает консалтинговое агентство Aite Group на основании проведенного им опроса. Аналитическая компания Juniper Research предсказывает, что общая сумма транзацкий денежных мобильных переводов и мобильных платежей в развивающихся странах с реализацией к 2009 году форм оплаты mPayments на базе системы NFC (Near Field Communications) составит приблизительно $22 млрд. В России в 2007 году доля мобильных платежей в структуре рынка VAS по сравнению с 2006 годом увеличилась с 4% до 12%, тенденция должна сохраниться и в этом году.
.Другие новости по теме:
Постоянный адрес публикации: http://www.procontent.ru/news/7333.html
© Анастасия Симакина «Мобильный Контент»