Мобильный Контент
iosAndroidWindows PhoneTizenBlackberry
— Приложения и игры Android, iPhone, iPad. Аналитика. Реклама.

Российский рынок мобильных игр не только стремительно растет, но и стремительно меняется - мнения участников

29 мая, 2008
Российский рынок мобильных игр не только стремительно растет, но и стремительно меняется - мнения участников

Российский рынок мобильных игр продолжает расти достаточно высокими темпами, несмотря на многочисленные сложности, связанные с портированием игр, пиратством и продвижением продукции. Журнал "Мобильный Контент" собрал мнения участников рынка о его текущем состоянии. А также о том, от чего будут зависеть темпы его роста в ближайшем будущем, актуальных тенденциях, таких как ММО, реклама в играх и других.

Как отметили все без исключения эксперты в интервью «Мобильному контенту», отечественный рынок мобильных игр сегодня не только стремительно растет, но и столь же стремительно меняется.

Объем российского рынка VAS в 2006 году

Ежегодно рынок мобильный игр в России фактически удваивается, средние темпы его роста – порядка 80%. Если в 2004 году объем рынка составил около $12,21 млн. и 5,3 млн. экземпляров (данные SmartMarketing), то в 2005 году – порядка $20 млн., а в 2006 году – $47,3 млн. или 11% рынка VAS (хотя в 2007 году темпы роста снизились). На сегодняшний день объем игрового рынка России порядка 3 млн. закачек в месяц, но 70% приходиться на нелегальные копии, это данные Nomoc Publishing Ukraine.

Объем розничного рынка мобильных игр в мире

Источник: Gartner

Для сравнения, по данным Gartner, европейский рынок в совокупности в 2007 году составил $1,5 млрд. По данным Juniper Research, количество пользователей мобильной связи в мире, которые загрузят хотя бы одну игру для мобильного телефона, увеличится в 2009 году в 2 раза до 460 млн. человек по сравнению с текущим годом. При этом наибольший рост пользователей будет наблюдаться в развивающихся странах. Потенциал российского рынка еще велик, считают эксперты.

Одна из главных тенденций российского рынка – это его консолидация. Возрастающие требования к качеству программных продуктов пропорционально влияют на рост стоимости разработки игры. Это значит, что небольшие компании-разработчики будут вынуждены перейти под крыло более сильных компаний, поскольку только они смогут позволить себе «держать марку» и оставаться на рынке, считает исполнительный директор Alawar NewEdge Mobile Ольга Знаменская. Процесс консолидации еще далек от завершения. Но в будущем рынок мобильных игр станет похож на рынок игр для ПК: его поделят несколько основных издателей.

Есть на рынке и определенная прозападная тенденция: многие российские разработчики стали ориентироваться на зарубежных потребителей. В то же время на местный рынок влияет глобальный приход западных брендов, таких как Еlectronic Аrts.

Сухие цифры: пользователи, жанры, мобильные телефоны

Участники рынка сетуют на то, что он переполнен множеством очень некачественных «поделок» под известными брендами: с одной стороны, это отталкивает пользователей, с другой – создает помехи для продвижения действительно качественных продуктов. В то же время пользователи начинают более пристальное внимание уделять качеству игровой продукции: если недавно популярностью пользовались эротика и игры по российским брендам, то теперь в топы все чаще попадают игры по западным брендам, а также хиты от мировых разработчиков.

Главным двигателей рынка мобильных игр можно назвать жанр «обычных игр» (казуальные игры, casual games – прим. ред. ), которые не требовательны к мощности мобильного телефона, и просты в освоении. В то же время проникновение смартфонов растет, а вместе с ними растет популярность других, более требовательных к «мобильному железу», жанров игр, в которых есть возможность многопользовательской игры и другие преимущества. В отношении популярных жанров компании приводят различные данные.

Популярные жанры мобильных игр

Открытым вопросом остаются и перспективы мобильного мультиплеера (ММО). По словам операционного директора холдинга Next Media Group Дмитрия Сергеева, пока этот рынок находится в зачаточном состоянии, а все представленные на рынке проекты ММО - стартапы. «По моему мнению, ничего рядом стоящего хотя бы с Heroes Lore (1,2) пока даже рядом не стояло», - отметил он. Многие крупные студии сейчас только развивают проекты в этой области. По мнению PR-менеджера HeroCraft Андрея Хорозова, тормозит триумф ММО тот факт, что многопользовательский онлайн-режим в мобильных играх исключительно редко отличается стабильностью и надежностью работы.

Популярные модели телефонов среди пользователей мобильных игр

Любопытную статистику приводит Nomoc Publishing Ukraine в отношении аудитории геймеров. Согласно данным последних исследований компании, среднестатистический портрет мобильного геймера таков: 70% из них мужчины, 30% - женщины, средний возраст геймера мужского пола – 18-23, женского – 21-26. Большую проблему представляют собой нелегальные скачивания: в месяц одним геймером нелегально скачивается 4 игры, а легально – только 0,3.

Пиратство нельзя истребить, но можно обойти

Пиратство для индустрии мобильных игр являет собой настоящий бич. Причем в большей степени разработчики страдают не от нелегальных скачиваний абонентов, о которых говорилось выше, а от нечистоплотности некоторых дистрибуторов. «Любительское пиратство в сети мало влияет на продажи. Человек, который способен скачать «халявную» игру и установить ее на телефон, вряд ли купит платную версию. Более серьезной проблемой я считаю пиратство среди дистрибуторов игр», - рассказала Ольга Знаменская. За последние полгода Alawar NewEdge Mobile уже 2 раза столкнулась с этим фактом, а с одной из довольно крупных компаний планирует начать юридические разбирательства.

Важной частью борьбы с пиратством как явлением должно стать наказание не только юридических лиц, но и физических, считает президент Nomoc Publishing Ukraine Евгений Коробка. «Важно доказать и наказать несколько частных лиц, особо наносящих урон нам, тогда остальные пираты задумаются», - полагает он.

Пока прогресса в вопросах решения проблем пиратства особо не замечено, отмечают разработчики (хотя прецедент есть – удовлетворенные иски Qplaze к Евроинформ – прим. ред.). Но, благодаря вводу новых бизнес-моделей по разделению трафика, у контент-провайдеров появилась возможность, отчасти, противостоять пиратскому буму. Теперь можно раздавать игры совершенно легально и бесплатно, зарабатывая на WAP-трафике. «Это не панацея, но уже что-то», - заявил Дмитрий Сергеев.

Будущее рекламы в играх прекрасно и туманно

На протяжении двух последних лет одним из самых эффективных маркетинговых инструментов в продажах мобильных игр являются демо-версии, которые по оценкам экспертов поднимали конверсию на 10-20%. Это поднимало общий уровень продаж и продвижение продукта по топам. Здесь важную роль играет и качество демо-версии: ее разработке стали уделять не меньше внимания, чем непосредственно самой игре. Однако чем больше становилось демо-версий, тем больше снижалась доля, приходящаяся на продажи с одной конкретной демо-версии, рассказала Ольга Знаменская.

Пока демо-версии остаются в широком употреблении, но разработчики уже сейчас ищут новые эффективные механизмы продвижения. По их мнению, наиболее перспективная концепция здесь - Product Placement или Advergaming: концепция бесплатных для пользователя рекламных игр. Общий доход от рекламы в мобильных играх в мире вырастет с $90 млн. в 2007 году до $1,2 млрд. долларов в 2012 году.

Одно из первых специализированных рекламных агентств России, занимающихся размещением рекламы в ПК-играх - EnterMedia – также пока осторожно оценивает потенциал мобильных игровых носителей. По словам менеджера по развитию компании EnterMedia Ильи Алькова, в настоящее время существует слишком большое количество игр для различных телефонов, коммуникаторов и так далее.

В случае размещения рекламы в отдельной мобильной игре затруднительно будет дать даже минимально приемлемый для рекламодателя охват, а интегрировать в ручную рекламу в каждую из десятков тысяч игр – «абсолютно бессмысленно» (проблему можно решить с помощью интеграции специальной рекламной платформы в игры – так работает, например, упомянутая ниже Greystripe – прим. ред.). «С развитием мобильных игр в России, когда появятся игры единые для различных аппаратов и их поддержка всеми операторами сотовой связи – тогда они станут действительно эффективным новым рекламным медиа», - заключил он.

Пока на российском рынке нет адекватного аналога Gamejump > («витрина» Greystripe, пионера бизнес-модели; единственный известный нам аналог на российском рынке - Freexter - прим.ред.), но первые опыты в данной сфере ведутся, и тенденция будет только усиливаться. Что касается Gamejump, то компании по-разному оценивают свой опыт сотрудничества с ней. В Herocraft сообщают, что довольны результатами, в Nomoc Publishing Ukraine – что «результаты крайне мизерные». «Я думаю, что еще пару лет эта бизнес-модель будет на стадии развития и только потом начнет приносить какие-то плоды. Геймер всегда должен иметь возможность выбрать – играть за деньги и без рекламы или играть бесплатно, но с навязчивой рекламой. Одно точно скажу – закачки за деньги никуда не денутся – они всегда будут жить», - поделился Евгений Коробка.

Куда ведет 3G

Необходимость разработки множества различных версий игры под разные модели телефонов негативно влияет на стоимость конечного продукта, солидарны участники рынка. «Процесс портации и отладки игры под каждую серию телефонов – это большой тормоз рынка», - считает, в частности, Евгений Коробка. Однако кардинального решения проблемы пока не найдено. С другой стороны, операторы добавляют ложку дегтя, отодвигая мобильные игры на второй план в сфере мобильного контента, пытаясь выжать максимум из мобильной музыки и видео. Второе дыхание продавцам игр обещает открыть быстрая передача данных в сотовых сетях и принципиально новые виды трубок.

Издатели соглашаются, что запуск в коммерческую эксплуатацию 3G сетей положительно отразиться на рынке, но отмечают, что произойдет это не быстро. «Мы не уверены, что в первый год 3G что то изменит на рынке мобильных игр в России кардинально. В целом, понятно, что это больше визуала и интерактива. Все то, что нам давно не хватает. А вот, что касается технологических аспектов - то, разумеется, начинающийся MMO-бум будет только подкрепляться с вводом 3G», – считает Дмитрий Сергеев.

«3G-аппараты отличаются от GSM наличием платформы BREW, таким образом 3G сети всего лишь «обязали» крупных разработчиков добавить технологию BREW в список поддерживаемых. С другой стороны, в России 3G не пользуется сногсшибательной популярностью, соответственно – абоненты 3G представляют весьма незначительный сегмент рынка», - комментировал Андрей Хорозов. Однозначно оценить влияние 3G на рынок мобильных игр можно будет только тогда, когда операторы «большой тройки» начнут активный маркетинг высокоскоростного доступа в сеть и привлекут абонентов. Произойдет это не раньше 2009 года.

Резюме

Среди наиболее значимых тенденций, которые проявятся в 2008-2009 году, следует ожидать: значительной консолидации рынка, слияний и поглощений среди его игроков. Бренды укрепят свое влияние на рынок в целом и на предпочтения пользователей в частности. Кроме того – произойдет постепенное вытеснение играми рингтонов в сфере мобильного контента. Будет отмечаться рост внимания к трехмерным играм (3D). Этому будет способствовать запуск сетей «третьего поколения» GSM-операторами. Издатели продолжат работу над рекламными моделями и развитием мультиплеера, но пока дать конкретный прогноз в отношении того, когда их попытки увенчаются успехом, эксперты затрудняются. Российский рынок мобильных игр продолжит расти и преодолевать трудности, солидарны опрошенные «Мобильным контентом» участники рынка.

.

Другие новости по теме:

Постоянный адрес публикации: http://www.procontent.ru/news/8477.html



Издатель: Procontent.ru , источник: Мобильный Контент  
Упоминание компаний: HeroCraft, Qplaze, Next Media Group, NOMOC Publishing, Alawar NewEdge Mobile,
RSS-подписка на новости рубрики

Главные новости:

Movavi Clips — мощный и удобный видеоредактор для Android и iOS Movavi Clips — мощный и удобный видеоредактор для Android и iOS
Обзор iOS 13: переходим на темную сторону Обзор iOS 13: переходим на темную сторону
GRIS: обзор действительно роскошной и незабываемой игры на iPhone GRIS: обзор действительно роскошной и незабываемой игры на iPhone
Обзор Android 10: новые жесты, ночной режим, «фокусы» и строгие разрешения для приложений Обзор Android 10: новые жесты, ночной режим, «фокусы» и строгие разрешения для приложений
Обзор бесплатной бегалки Alabama Bones: крошечный шедевр [Android и iPhone] Обзор бесплатной бегалки Alabama Bones: крошечный шедевр [Android и iPhone]
WhatsApp будет тщательнее обращаться с эротическими фото; критика мессенджера WhatsApp будет тщательнее обращаться с эротическими фото; критика мессенджера
Facebook Libra: все о криптовалюте для WhatsApp, Messenger, Facebook и Instagram Facebook Libra: все о криптовалюте для WhatsApp, Messenger, Facebook и Instagram
Обзор Warriors of Waterdeep: «мягкая» РПГ на телефон по классическим D&D правилам [Android и iOS] Обзор Warriors of Waterdeep: «мягкая» РПГ на телефон по классическим D&D правилам [Android и iOS]


+ Добавить обзор




Актуальные темы:

Movavi Clips — мощный и удобный видеоредактор для Android и iOS Movavi Clips — мощный и удобный видеоредактор для Android и iOS
Обзор iOS 13: переходим на темную сторону Обзор iOS 13: переходим на темную сторону
GRIS: обзор действительно роскошной и незабываемой игры на iPhone GRIS: обзор действительно роскошной и незабываемой игры на iPhone
Обзор Android 10: новые жесты, ночной режим, «фокусы» и строгие разрешения для приложений Обзор Android 10: новые жесты, ночной режим, «фокусы» и строгие разрешения для приложений
iOS 13: обзор новых функций безопасности и защиты личных данных iOS 13: обзор новых функций безопасности и защиты личных данных
«Дыра» в WhatsApp и Telegram позволила хакерам воровать фото, видео и документы «Дыра» в WhatsApp и Telegram позволила хакерам воровать фото, видео и документы
«Номы!» - обзор кавайной игры на телефон с безжалостным F2P [Android и iPhone] «Номы!» - обзор кавайной игры на телефон с безжалостным F2P [Android и iPhone]