Мобильный Контент
iosAndroidWindows PhoneTizenBlackberry
— Приложения и игры Android, iPhone, iPad. Аналитика. Реклама.

Наталья Хайтина, Яндекс.Деньги, выступление на MoCO 2010 (ТЕКСТ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

1 июля, 2010
Наталья Хайтина, Яндекс.Деньги, выступление на MoCO 2010 (ТЕКСТ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ) Текст выступления и презентация Натальи Хайтиной, заместителя генерального директора Яндекс.Деньги, на бизнес-форуме «Мир Мобильного Контент2010» (MoCO 2010). Тема доклада Натальи: « Перспективы мобильных платежей на рынке электронной коммерции ». Видеозапись выступления можно посмотреть здесь.

Видео, фото, презентации, выступления и другие материалы с MoCO 2010 лучше всего отслеживать с помощью специального тэга или RSS-канала.

Презентация: Наталья Хайтина, Яндекс.Деньги: «Перспективы мобильных платежей на рынке электронной коммерции».

У меня сегодня есть возможность взглянуть на Ваш рынок с несколько другой стороны. Мы на рынке электронных платежей уже давно, с 2002 года. Знаем про этот рынок очень много. А по сравнению с нами и мобильные операторы, и операторы мобильного контента – все-таки новички на этом рынке, набивают пока свои шишки, проводят свои эксперименты: иногда удачные, иногда неудачные. Об этом и хотелось поговорить.

Пару слов об Ассоциации «Электронные деньги», в которую в том числе вошли представители компаний, которые играют на рынке мобильного контента. Сейчас очень активна законодательная тема, всех она очень волнует. Мы, конечно, в ней принимаем самое активное участие. Чтобы совместно лоббировать свои интересы, мы осенью 2009 года создали ассоциацию, которая называется «Электронные деньги». В Ассоциацию вошли не только Яндекс.Деньги и WebMoney, но и компания i-Free, которая представляет интересы участников Вашего рынка, потому что мобильные платежи сейчас где-то с нами рядышком и пытаются играть на том же поле. Не исключено, что законодательство, которое будет у нас введено, будет касаться, в том числе, и мобильных платежей.

Что такое электронные деньги сейчас в стране? И какие можно выделить сегменты? Мы выделили три сегмента. Один из сегментов – это то, что традиционно называется электронными деньгами: Яндекс.Деньги, WebMoney, RBK Money, Деньги.Mail.ru, MoneyMail и другие системы. Второй сегмент – это мобильные платежи, причем сюда включены и SMS-платежи от контент-провайдеров и то, чем сейчас занимаются сами операторы, – мобильная коммерция. Почему здесь только один бренд? Потому что действительно мобильная коммерция по-настоящему запущенная есть только у Билайна. То, чем пользователь платит за Мамбу и т.д., – это такой сервис no name: просто отправь SMS’ку. Понятно, что под каждым из этих сервисов лежит услуга конкретного провайдера, но потребитель про это не знает. И третий сегмент на самом деле в какой-то момент сольется с первым – это проект, который сделала компания ОСМП, она же бренд QIWI, личный кабинет в терминалах. Они начинали с личного кабинета, потом они к этому личному кабинету сделали web-интерфейс, потом они к этому личному кабинету сделали мобильный интерфейс. Сейчас в таких вот трех интерфейсах живет эта система. На которой есть счет, на который зачисляются деньги, из которых уже потом пользователь производит оплату за товары и услуги. Про QIWI подробно рассказывать не буду, а остановлюсь на сравнении электронных денег и мобильных платежей.

Мы посчитали данные за 2009 год. Я хочу на них обратить внимание, потому что на самом деле это первые достоверные данные про наш рынок. Очень много лет мы не могли собраться вместе, чтобы посчитаться. Очень сложная тема – как сравниваются системы электронных денег. Спекулятивная тема – что такое наш оборот. Наш оборот – это ввод? Наш оборот – это вывод? Это ввод плюс вывод? Это весь объем vip-платежей? И поэтому те цифры, которые на рынке пытались считаться, они вообще ни на что не похожи. Выпускали свои платные бюллетени компании iKS-Consulting и другие уважаемые аналитические компании. После прочтения волосы вставали дыбом. Сейчас, в марте 2010 года, 16 марта мы сделали первую пресс-конференцию по результатам 2009 года, где эти цифры сами посчитали. Они, правда, имеют отношение к действительности. Мы не считали оборот. В эту цифру не заложен объем P2P платежей, который у нас происходит, с которого, в общем, тоже получаем транзакции в наш доход. Мы посчитались по объемам ввода новых денег в систему.

WebMoney и Яндекс.Деньги занимают на рынке 90%. Всего в 2009 году пользователи принесли в систему 17 млрд. рублей новых денег.

Если сравниваться с мобильными платежами. Это данные, которые нам дали участники Ассоциации про крупнейших игроков. Не знаю, насколько это похоже на правду, действительность. I-FREE, А1, Zed Russia (INFON), ИнкорМедиа. Давайте сравним цифры.

На предыдущем слайде было 17 млрд. рублей и чуть больше 2 млн. активных пользователей. Активными пользователями мы считаем тех, кто совершает финансовую транзакцию. У мобильных платежей 8 млрд. рублей, в 2 раза меньше, и в 6 раз больше количество пользователей, 15 млн. пользователей.

Сегодня уже очень много раз звучали фразы о том, что это драйвер рынка для контент-провайдеров, про то, что провайдеры мобильного контента впереди планеты всей, и завтра мобильные платежи станут больше, чем все остальные платежи на рынке вместе взятые.

У меня про эту цифру – 8 млрд. и 15 млн. – на самом деле, очень много вопросов, которые пытаюсь всем задавать. Не все ответы на них пока получаю.

Это опросы фонда общественного мнения. Достаточно свежие. 2010 года. Когда пользователи сами отвечают на вопрос: «Чем они платят в интернете?». Здесь такой сиреневый столбик – это большие города-миллионники, и сине-голубой столбик – это города с населением меньше миллиона. Вот здесь цифры начинаю не биться. Вспомним 15 млн. пользователей мобильных платежей и 2 млн. пользователей электронных денег. Здесь, наоборот, в другую сторону, но тоже цифра разнится здесь в 3 раза, не в 5. Там было в 5 в одну сторону, а здесь 3 в другую сторону. Возникает закономерный вопрос: «Куда же потерялись SMS-платежи, в каком месте они делаются, что даже сами пользователи не подозревают, что они их на самом деле производят?».

Вот это статистика от одного из наших агрегаторов. Про долю разных систем оплаты в интернет-магазинах говорить очень сложно, сложно посчитать их агрегированно.

Есть сегменты, в которых банковские карточки впереди планеты всей (в авиабилетах, железнодорожных билетах). Есть сегменты, где преобладают интернет-деньги. Например, интернет реклама. Есть сегменты, где наибольшее количество платежей делается с помощью SMS (социальные сети).

Если пробовать брать какую-то агрегированную картинку. Мы взяли такую агрегированную картинку, которую дает интегратор, который к себе подключает больше тысячи магазинов, на самом деле, несколько тысяч магазинов, представляющий самые разные сегменты. Яндекс.Деньги и WebMoney совместно 73%. Мобильные платежи в этом пироге составляют 2%. Мы здесь говорим о тех секторах, которые являются для нас самыми обычными. Мы работаем на рынке оплаты товаров и услуг в интернете: реклама, хостинг, игрушки – это самые обычные вещи, за которые люди расплачиваются именно в интернете.

Сколько стоит для нашего пользователя покупка в интернете? Я взяла такой сегмент, может быть не самый распространенный, – товарный сегмент, у нас все-таки преобладают услуги, но, тем не менее, для нас, для системы электронных денег, это сейчас самый обычный сегмент. Мы долго сопротивлялись тому, что за нас пользователи должны покупать, например, авиабилеты, мы, тем не менее, подключили авиакомпанию «Сибирь» и разнообразных агентов. Правда, почему то наши пользователи стали платить. Мы давно уже ушли от той парадигмы, в которой мы существуем как система микроплатежей.

В товарных группах у нас вот такая раскладочка. Самые дешевые – виртуальные товары. На самом деле, еще дешевле социальные сети: средний платеж соцсети составляет 100 рублей. То, что здесь билеты на транспорт больше 4 тысяч – это только потому, что здесь заложены еще железнодорожные билеты и также такой сегмент, который у нас составляет очень большое количество платежей, – это дешевые билеты на Sky Express. Мы их продаем со скидкой, поэтому здесь и железнодорожные билеты, и Sky Express, и дорогие билеты компании «Сибирь», компании «Аэрофлот». За «Сибирь» и «Аэрофлот» наш пользователь платит в среднем 7 тыс. рублей, и эта сумма не намного меньше реального среднего платежа за билеты этих авиакомпаний. Это тот рынок, на котором, на мой взгляд, такие игроки, как контент-провайдеры и операторы, которые оперируют деньгами на счету абонента, играть не могут ни сейчас, ни в дальнейшей перспективе.

Где могут играть игроки? То, что мы видим. Мы, на самом деле, то, что получаем статистику от агрегаторов, очень тщательно сверяем наши показания, мы всегда опрашиваем наши любимые магазины, наших любимых мерчантов на предмет того, сколько же разных систем оплаты в их пирогах. И примерно представляем: на каких рынках, где, кто, как играет.

То, что мы видим про SMS-платежи на тех рынках, на которых, например, мы выступаем, – это вот эти сектора. Там действительно есть SMS’ки. В социальных сетях, пожалуй, их больше всего. Когда сайты знакомств начинались, когда Mamba начинала только монитизироваться, там были только SMS’ки. Что происходит с Mamba’ой? Потом там появились электронные деньги, потом Mamba выросла. У нее стали появляться не только русские пользователи, но и зарубежные пользователи. И сейчас в Mamba’е очень большую долю платежей составляют платежи с банковских карт и платежи с помощью PayPal’a. SMS’ки на самом деле начинаю уходить в подвал. Мы видим и другие сайты знакомств (Love Planet и другие такой же категории), где электронных денег в 2,5 раза больше, чем SMS’ок. Это тот сегмент, в котором SMS-платежи безусловно останутся, но даже сейчас уже не составляют преобладающего количества.

Про казуальные игры мы знаем очень мало, потому что это тот рынок, на котором электронных денег действительно нет. Мы очень представлены в сегменте других игр, где за месяц платится абонентская плата, где люди фанты покупают в RPG’шках и т.д. На рынке казуальных игр нас нет, может быть, вас там очень много в этом сегменте.

На самом деле, когда я начинаю искать эти самые 15 млн. и 8 млрд., у меня, в основном, возникает в последнем пункте множество вопросов.

Кроме того, что на рынке играют контент-провайдеры, на рынке начал играть Билайн – первый оператор. МТС сейчас говорит, что в третьем квартале они начинают играть на рынке мобильной коммерции. Мы активно наблюдаем за этим новым игроком и пытаемся его найти в любых пирогах и в любых долях на рынке. Но пока, сколько не искали, мобильной коммерции Билайна на рынке не нашли. Ее там нет. Если говорить о том комплексе услуг, за которые можно заплатить с помощью билайновского кошелька, это – то, что у них представлено на этой картиночке: ЖКУ, телефоны, интернет, телевидение и т.д. – тот сегмент, который наиболее развит в терминальном сегменте оплаты. В любом терминальном ящике в метро можно заплатить за эти услуги. Вы прекрасно знаете, что платежи за сотовую связь до недавнего времени составляли 90% оборота терминальных сетей, сейчас этот процент падает, и они борются за то, чтобы этот процент падал, и сейчас он составляет, по-моему, по итогам 2009 года около 83%. 83% терминалов – это сотовая связь, 17% - это все остальное (из них 4% - это погашение кредитов и т.д.). Там, где работают электронные деньги (хостинг, реклама, не казуальных играх, платежи со Skype’а, у нас очень большой процент платежей за Skype, и другие системы IP-телефонии), ни платежи контент-провайдеров, ни платежи Билайна вообще еще не представлены.

Отдельно хочется сказать об услуге денежных переводов, которую БиЛайн недавно ввел. Я за эти выходные, их было даже три дня, успела поговорить со своими коллегами с других платежных систем, из компаний агрегаторов и т.д. Могу сказать совершенно определенно: вот эти один-два месяца, когда была введена новая услуга – перевод Билайна, вывод в UniStream, на банковские карточки и т.д., весь наш фрод ушел в это место, в эту дырку. Это совершенно однозначно. Это общее согласованное мнение платежных систем. Думаю, сегодня на дискуссии об этом поговорим, потому что предмет действительно достаточно интересный.

Операторы пытались поиграть на рынке платежей, сейчас операторы пытаются играть на рынке P2P и на рынке, извините, услуги вывода. Это очень опасный рынок и очень зыбкая почва для экспериментов. Нам очень жаль, что наш многолетний опыт в этой области оказался невостребованным в этой точке.

Что происходит в мире сейчас? На что интересно посмотреть? Мы здесь, внутри, пытаемся смотреть на то, как бы пользователя заставить потратить все его деньги, которые у него есть на счету оплаты сотового телефона на МегаФоне, или МТСе, или Билайне, на какие-то другие услуги, на какие-то другие платежи. На самом деле, этот путь скорее тупиковый.

Счет абонента у сотового оператора – штука конечная, сейчас там остаток составляет 100 рублей, пусть он даже составляет 200, 300, и даже 1000. Авиабилеты каждый день покупать не будешь. Мобильный телефон для обычного абонента, которого мы не пытаемся заставить, а которые все-таки сам пытается воспользоваться какими-то другими монетизированными услугами, – это все-таки скорее интерфейс для того, чтобы пользоваться другими платежными инструментами.

App Store, наверное, уже все видели и пытались им пользоваться. iPhone, я думаю, у половины, присутствующих в зале здесь, имеются. Ничего более простого в смысле платежей с мобильного телефона я лично я пока еще не видела. Вы один раз регистрируетесь, заводите данные своей карточки, после этого в приложении выбираете что-то, что вам хочется приобрести. С iTunes проблем больше, потому что там контент по России не продают. С AppStore проблем никаких: выбираете, подтверждаете паролем, приложение приходит к Вам на телефон. Никаких лишних кликов, никаких скачиваний с WAP’а и т.д. в процессе не происходит.

Что еще интересного есть на мировом рынке. Есть такое приложение, которое сейчас действует для iPhone’а, для Android’a, уже для iPad’а, называется Bump. Что такое Bump? Если Вы находитесь рядом с человеком, у которого тоже есть телефон или Android с Bump’ом, Вы можете с ним обмениваться самыми разными вещами. Например, визитками или фотографиями. Как это происходит? Вы берете один телефон, Вы берете другой телефон и их сталкиваете. На самом деле, сталкивать их не обязательно, их нужно очень сильно встряхнуть рядом друг с другом. Что происходит дальше? Дальше датчики ускорения, которые очень сильно встряхнули, они подают сигнал на сервер Bump’а. Эта платформа использует геопозиционирование. И соответственно сервер Bump’а получает сигнал. В точке «Х» два человека, один с телефоном, другой с Android’ом, с конкретным номером телефона встретились и хотят что-то друг другу передать. Дальше вы говорите: «Да», и можете передать друг другу визитную карточку или файлик. И через это интернет-соединение, которое устанавливается через сервер Bump, вы друг другу передаете.

Такие штуки сейчас тали использоваться в монитизированных приложениях. Очень здорово сделали PayPal. Приложение, если я не ошибаюсь, URC 2.0 для iPhone’а, которое вышло 15 марта, включило в себя возможности Bump’а.

Что там делается? Можно отправить деньги, если находитесь с человеком в одном помещении, с помощью Bump’а. Точно так же устанавливаете Bump-соединение и после этого говорите: «Я хочу Васе, который рядом со мной, а телефон его я уже вижу, отправить 2 доллара, 10 долларов, 15 долларов». Подтверждаете свою транзакцию в PayPal-приложении. Деньги эти через сервер Bump’а уходят.

Есть еще интересные штуки, которые PayPal сделала. Одна про разделение доходов, а другая про сбор денег. Для чего они позиционируют такую услугу? Если, например, сидите в ресторане и хотите, чтобы один человек заплатил с карточки, а у других есть наличные, которые им не нужны, но, в принципе, есть PayPal-кошельки, Вы можете попросить своих друзей, чтобы они с PayPal-кошельков вам скинулись, а Вы заплатите карточкой. Точно так же можно организовать сбор денег. Есть встроенный калькулятор. Вот такая интересная игрушка для совместного использования средств.

Буквально в конце мая Bump встроил в себя крупный израильский банк «Апоалим». На этой технологии построена система денежных переводов. В принципе, у них есть приложение, когда денежный перевод можно отправить на любой банковский счет, но это работает без Bump’а, а с Bump’ом работает, если у тебя счет в Апоалиме, у меня счет в Апоалиме, тоже встретились, познакомились телефонами и с банковского счета одолжили друг другу 100 рублей, 100 шекелей в данном случае.

Это платформа американская, которая пока еще не запустилась, но уже проходит стадию бета-тестирования и запустится в ближайшем будущем, называется Square. Штука очень интересная и использует возможности платежей с банковской кредитной карты. Наверху картинка. В нее вставляется такая штучка, через которую прокатываются кредитки. Таким образом, Вы можете проводить P2P-платежи или, может быть, платить владельцам кафе за кофе.

На сервисе Square регистрируются пользователи, которые хотят с обеих сторон воспользоваться этой услугой. После этого, если у вас есть адаптер, через который прокатывается банковская карта, Вы вставляете адаптер. Говорите: «Хочу получить от человека, который рядышком с банковской картой, платеж». Карточку можно прокатывать, можно вообще без адаптера это делать: просто вбивать номер банковской карты в приложение Square. С сервера Square Вам придет фотографии этого человека, которого Вы можете верифицировать. Если Вы его узнали, то все нормально. Когда человек делает платеж банковской картой посредством такого сервиса, он еще оставляет цифровую подпись прямо на экране телефона, расписываясь не ручкой, а прямо рукой. Ставит свою цифровую подпись, которая подтверждает этот платеж. Система может выдавать электронный чек, который отправит на e-mail или SMS платящего. В этом электронном чеке, в том числе, может быть использовано геопозиционирование – это такая привязочка к карте, можно сфотографировать продукт, который вы купили. Систему сейчас ее создатели позиционируют, с одной стороны, как P2P-платежей между физическими лицами, с другой стороны, для малого бизнеса. Если очень маленькая кофейня поставить себе post-терминал, то, например, Вы можете принимать платежи вот таки способом. И там очень много таких маленьких заложенных маркетинговых возможностей. Например, если Вы все время пьете кофе в одном месте, то сервис Square скажет, что это уже Ваша пятая чашка кофе в этой кофейне, и тогда, возможно, владелец кафе сделает Вам скидку.

Очень краткие выводы. Во-первых, мобильный телефон – очень классная штука, всегда с собой, но то, что он всегда с собой со 100 рублями на счету, – это нас мало спасает при необходимости делать платежи за товары и услуги. Мобильный телефон очень хорошо как транспорт, как интерфейс, как игрушка поиграться в разные новые свойства и приложения, но вряд ли как средство оплаты со счета абонента у мобильного оператора.

.

Другие новости по теме:

Постоянный адрес публикации: http://www.procontent.ru/news/16759.html



Издатель: Procontent.ru , источник: Мобильный Контент  
RSS-подписка на новости рубрики

Главные новости:

Обзор Android Q Beta 1: что нового Обзор Android Q Beta 1: что нового
Dragalia Lost: обзор качественной и почти бесплатной РПГ на телефоны [Android и iOS] Dragalia Lost: обзор качественной и почти бесплатной РПГ на телефоны [Android и iOS]
Rangers of Oblivion: обзор ММОРПГ на Андроид в стиле Monster Hunter Rangers of Oblivion: обзор ММОРПГ на Андроид в стиле Monster Hunter
Обзор iSkySoft Data Recovery: восстанавливаем удаленные файлы с компьютера, флэшки, SD-карты Обзор iSkySoft Data Recovery: восстанавливаем удаленные файлы с компьютера, флэшки, SD-карты
Обзор лучших игр про космос на Андроид 2019 Игры про космос на Андроид: обзор лучших на 2019 год
ММОРПГ на Андроид: обзор лучших игр за 2017 год (топ-15) ММОРПГ на Андроид: обзор лучших игр на 2019 год (топ-40)
Tropico на iPad: обзор легендарной стратегии на сенсорных экранах [iOS] Tropico на iPad: обзор легендарной стратегии на сенсорных экранах [iOS]
Обзор приложения для знакомств RusDate: романтические отношения без границ [Android и iPhone] Обзор приложения для знакомств RusDate: романтические отношения без границ [Android и iPhone]


+ Добавить обзор




Актуальные темы:

Обзор Android Q Beta 1: что нового Обзор Android Q Beta 1: что нового
Dragalia Lost: обзор качественной и почти бесплатной РПГ на телефоны [Android и iOS] Dragalia Lost: обзор качественной и почти бесплатной РПГ на телефоны [Android и iOS]
Обзор «Movavi Конвертер Видео»: конвертировать MPEG просто и быстро Обзор «Movavi Конвертер Видео»: конвертировать MPEG просто и быстро
Rangers of Oblivion: обзор ММОРПГ на Андроид в стиле Monster Hunter Rangers of Oblivion: обзор ММОРПГ на Андроид в стиле Monster Hunter
Обзор iSkySoft Data Recovery: восстанавливаем удаленные файлы с компьютера, флэшки, SD-карты Обзор iSkySoft Data Recovery: восстанавливаем удаленные файлы с компьютера, флэшки, SD-карты
Игры про космос на Андроид: обзор лучших на 2019 год Игры про космос на Андроид: обзор лучших на 2019 год
ММОРПГ на Андроид: обзор лучших игр на 2019 год (топ-40) ММОРПГ на Андроид: обзор лучших игр на 2019 год (топ-40)