К аналогичным выводам приходит и директор нижегородского филиала DIXIS Андрей Крылов: «Чаще всего потребитель интересуется наличием беспроводной связи Bluetooth, слота для карты памяти. Плюс к этому, безусловной популярностью пользуется GPRS и фотокамера. Для многих очень важна внутренняя стилистика телефона: расширенные возможности выбора тем, мелодий звонков, различных звуков при выполнении команд. Все это позволяет индивидуализировать телефон, дополнительно подстроить его под хозяина». Как следствие, набор востребованных функций влияет на стоимость современного телефона. «Достаточно ощутимо увеличивает цену хорошая фотокамера, - рассказывает продавец-консультант салона DIXIS Дмитрий Лебедев. - Чем больше пикселей и лучше оптика, тем, соответственно, дороже телефон. Покупатель, как правило, редко интересуется оптикой. Основной параметр - количество Mpix (в последнее время требуют не менее двух). Для сравнения можно привести Nokia E61 с камерой и без камеры. Разница между ними будет составлять порядка 1,5 тыс. руб. Далее по списку предпочтений можно разместить mp3-плеер и хороший, качественный дисплей. Затем следует GPS-навигатор. По цене он выше, чем фотокамера, но пользуется гораздо меньшим спросом. Отдельно от телефона навигатор стоит порядка 3 тыс. руб., а у встроенного варианта стоимость увеличивается».
Территориальный директор Нижегородского филиала ЗАО «Беталинк» Виктор Царев приводит другие параметры: «Цена на телефон часто зависит не только от функционала. Многие покупатели уделяют большое внимание внешнему виду телефона, даже ощущениям от его использования. Например, популярностью пользуется улучшенная поверхность Soft Touch, металлизированный корпус».
Что касается спроса на телефоны, то он может резко упасть из-за технологических недоработок. При этом страдает весь модельный ряд. Рассказывает Дмитрий Лебедев: «Есть примеры, когда репутацию отдельным моделям портил некоторый процент бракованных аппаратов. Не избежала этого даже такая солидная модель, как Nokia 5500. У 40-60% этих телефонов в процессе эксплуатации начала «вылетать» резиновая клавиатура. Несмотря на то, что данный брак был характерен не для всего модельного ряда, он приобрел славу неудавшегося. То же самое касается некогда популярного Siemens S65 - у половины постоянно выходила из строя карта памяти».
«В последнее время популярность смартфонов значительно возросла, - отмечает Дмитрий Шлыков. - Можно предположить, что доля продаж «умных» телефонов будет только увеличиваться. И во многом это связано с тем, что потребности людей в дополнительных коммуникативных, мультимедийных и бизнес-возможностях сейчас выше, они проявляются более ярко и осознанно. Смартфон теперь приобретается не столько как дорогой и имиджевый аксессуар, но как помощник в бизнесе и учебе, а также в качестве мобильного центра развлечений. Более того, постепенное снижение стоимости и расширение модельного ряда таких устройств также способствует росту продаж».
Последний тезис убедительно подтверждает статистика. Рассказывает PR-менеджер Поволжского филиала компании «Евросеть» Наталья Шейкина: «По данным аналитиков, смартфоны занимают около 4% от общей доли мобильных продаж. В перспективе этот показатель будет увеличиваться. В нашей сети смартфоны на базе ОС Windows Mobile в 2006 г. заняли примерно 0,4% в общем объеме продаж телефонов. В этом году мы планируем увеличить их долю до 1%».
Растущую популярность «умных» телефонов подтверждает Андрей Крылов: «Многогранность функций смартфона не может не привлекать опытного пользователя. Больше всего потребителя интересуют такие возможности, как электронная почта, мультимедиа-игры, установка программ. Хотя перечисленное - это лишь немногое из того, чем смартфон превосходит обычные мобильные телефоны. Компания Nokia, к примеру, уже давно предпочитает называть свои смартфоны «мультимедийными терминалами». Среди смартфонов есть свои модели-лидеры, которые пользуются особым спросом. Рассказывает Виктор Царев: «В наших салонах очень быстро расходятся модели со стилусами. Это очень удобный способ печатания и управления, позволяющий быстро ориентироваться в расширенном меню смартфона. Однако такие модели выпускаются ограниченным числом производителей. Пионером в данном направлении можно назвать Sony Ericsson. Не меньшим спросом пользуются альтернативные варианты - с полной раскладкой клавиатуры. Как показала практика, быстрота печати здесь практически такая же, как на обычной компьютерной клавиатуре. Эта возможность особенно интересна деловым людям, нуждающимся в повышенной мобильной коммуникативности».
Андрей Крылов отмечает дополнительную перспективу: «Одна из неотъемлемых функций телефона ближайшего будущего - GPS-навигация. Уже сейчас это направление становится все более популярным, но пока еще не получило широкого применения».
«Судя по всему, уже в недалеком будущем появятся и будут востребованы такие функции, как видеосвязь, высокоскоростной интернет и РТТС (разговор в режиме рации), - считает Наталья Швейкина. - Также будут популярны наиболее универсальные модели, объединяющие высококачественные телефон, плеер и фотокамеру». Что касается камер, то разработчики сейчас вышли на уровень 10 Мpix. Такие модели появились в Европе, но до нас пока не дошли.
Разработаны и прогрессивные смартфоны, которые буквально позволяют заглянуть в будущее. Рассказывает Виктор Царев: «Известно, что не так давно компания Apple разработала довольно необычную модель: есть всего одна кнопка - включение. Управление осуществляется благодаря высокотехнологичному сенсорному экрану. Используется абсолютно новая операционная система - X10. Скорее всего, в недалеком будущем мы повсеместно станем пользоваться именно такими моделями».
«Прежде всего, пользуются популярностью услуги на базе GPRS и WAP, это характерно для всех операторов, - рассказывает специалист по связям с общественностью Нижегородского филиала ОАО «ВымпелКом» Юлия Соколова. - Потребителя интересуют дополнительные возможности мобильного выхода в интернет. Летом становятся актуальными сезонные услуги. Все большей популярностью пользуется пост-оплатная система расчетов. На данный момент с разными вариациями ее практикуют многие операторы, но впервые возможность доверительного платежа появилась именно у нас. Схема здесь в основном стандартная: набирается команда на телефоне, и на баланс начисляется определенная сумма. Абонент возвращает ее в оговоренные оператором сроки».
С другой стороны к актуальности услуг подошел региональный управляющий директор «TELE2 - Нижний Новгород» Игорь Гракович: «Особое внимание мы уделяем развлекательным услугам. У нас есть собственный WAP-портал, с которого можно получить любой контент: мелодии, картинки, видеоролики. По-прежнему актуальны SMS. Особым спросом пользуются корпоративные номера - «Золотые» и «Серебряные». Как средство обеспечения имиджа преуспевающего бизнесмена они всегда будут актуальны».
Корпоративной теме особое внимание уделяется другим игроком - МТС. Практика уже давно показала, что клиенты активно реагируют на «свежие» предложения. «С апреля 2007 г. нашим корпоративным клиентам доступна услуга "Территория МТС", - рассказывает директор по маркетингу филиала ОАО "МТС" в Нижнем Новгороде Мария Курова. - При подключении этой услуги абонент получает 3000 мин. исходящих вызовов на номера МТС всех регионов России и возможность совершать их неограниченное количество абонентам МТС Нижегородской области».
Однако «разговорный» вариант, как утверждают игроки, постепенно вытесняется другими формами общения - с использованием новых технологий. Фактически социум стремится к осуществлению заочной коммуникации. Возможно, это один из факторов выживания для остающейся на плаву услуги SMS.
«Некоторые склонны предрекать уход в небытие SMS-сообщений в результате засилья ICQ, - рассказывает Игорь Гракович. - Однако это ошибочное мнение. Здесь необходимо учитывать технические особенности. Для общения в «аське» необходимо запустить Java приложение и установить GPRS соединение. Существует и еще одно неудобство: во время передачи данных возможна блокировка входящих звонков, и вы будете недоступны. Эти неудобства не мешают возрастать проценту услуг на базе EDGE\GPRS. На рынке работает огромное количество контент-провайдеров, которые предлагают самый широкий спектр развлекательных и информационных предложений. В настоящий момент в России продолжается активное проникновение интернета во все сферы жизни. В этой связи услуги на базе технологии EDGE\GPRS всегда будут более чем востребованы в силу недостаточной развитости кабельных сетей».
«В будущем активнее всего станут развиваться неголосовые услуги, связанные с доступом в интернет, с передачей графической и видеоинформации, - подтверждает эту мысль Мария Курова. - Привычными станут MMS, мобильное телевидение и другие услуги». Специалисты отмечают, что все больше проявляется интерес к прогрессивной точке доступа - GPRS-Internet, позволяющей использовать телефон как модем. Причина популярности здесь не только в технологических преимуществах. Есть огромный разрыв в ценах. Возьмем тарификацию того же Билайна: при обычном выходе в интернет цена составляет 2,95 руб. за 10 Кбайт. Соответственно, 1 Мбайт будет стоить 295 руб. А в случае с GPRS-Internet он обойдется в 6,95 руб.
Наверняка будут совершенствоваться и способы оплаты за телефон. Здесь также есть своя выгода. «Сейчас все чаще используются прогрессивные способы осуществления платежей, - рассказывает Юлия Соколова. - Известно, что пополнение баланса при помощи терминала имеет свой минус - взимается комиссия. Гораздо удобнее зарегистрировать на сайте банка свою карту и осуществлять платеж, набирая команду непосредственно на телефоне. Это еще и выгоднее».
Перспектива его развития в нашем регионе связана, прежде всего, с длительным бюрократическим процессом в Москве. По результатам проведенного конкурса операторам «большой тройки» была выделена лицензия Минсвязи. Теперь все дело в сроках реализации заявок на использование частот, а до того момента, когда их выделят, пройдет не меньше полугода. Только после официального разрешения начнется эксплуатация сети. «В настоящее время, насколько нам известно, ни один из операторов не внедряет 3G-связь, - отмечает Мария Курова. - Ориентировочные сроки запуска 3G компанией МТС следующие: техническая готовность сети - конец 2007 г., начало коммерческой эксплуатации - середина 2008 г. Сети третьего поколения позволяют передавать больший объем информации за меньшее время. Это поможет реализовать такие услуги, как мобильное телевидение и высокоскоростной доступ в интернет».
Прогноз довольно оптимистичный. Получается, что переход на третье поколение связи зависит исключительно от оформления необходимых бумаг. И все же некоторые игроки склонны утверждать, что бюрократический аспект здесь не главный. Есть определенные технические тонкости, которые позволяют всерьез задуматься о целесообразности повсеместного применения 3G как в Нижегородской области, так и в целом по России.
«Если предположить, что TELE2 в данный момент получит лицензию и начнет внедрять сеть 3G в Нижегородской области, это будет чрезвычайно трудоемкий процесс, - отмечает Игорь Гракович. - Придется дооборудовать подсистему базовых станций, модернизировать систему коммутации, расширять транспортную сеть. Практически это означает постройку второй сети. Предположительно инвестиции составят порядка $20 млн. Пока нереально оправдать такой проект по причине невостребованности услуг, которые могут быть реализованы только на сетях 3G, таких как видеозвонок и др. Реально попробовать точечное внедрение 3G-сети в городе. Это будет сопряжено не с такими большими затратами, и риск не вернуть инвестиции окажется меньше. Здесь определяющий критерий - уровень благосостояния потенциальных абонентов сети. По этой причине у Москвы гораздо больше шансов на успех эффективного запуска 3G».
Еще больший повод насторожиться возникает при изучении зарубежного опыта. Пока во всех странах он схож, разница только в масштабах инвестиций. «Как это ни парадоксально, но в Европе пока никто не достиг серьезных результатов в операциях на базе 3G. В Финляндии, Италии, Германии, Норвегии эта сеть была запущена достаточно давно, но предполагаемого взрыва рынка так и не произошло. Крупнейшая немецкая компания «Дойче Телеком» вложила порядка $4 млрд в приобретение лицензии 3G. Этот шаг серьезно ухудшил финансовое положение компании, а надежды на окупаемость пока призрачны. Наблюдается устойчивая тенденция: абоненты покупают трубки с поддержкой 3G, но не используют услуги на базе этой технологии».
Конечно, трудно отрицать явные преимущества новой сети, например, высокоскоростной интернет - теоретически до 2 Мбит/сек. Но и здесь есть свои условия: для достижения такой скорости должны быть свободные ресурсы сети и полное отсутствие помех в радиоэфире. Практические скорости передачи данных намного ниже. Поэтому кабельные провайдеры на Западе совершенно не ощутили конкуренции. Другой козырь 3G-сети - мобильное телевидение - тоже имеет свои минусы. Это нестабильное качество изображения и наличие помех при высокой стоимости услуги. Та же самая ситуация с качеством видео.
Однако нельзя не отметить основного преимущества 3G-сети: она размещается на новом частотном диапазоне - 2100 МГц, соответственно, может эффективно использоваться для расширения емкости сети в тех местах, где необходима разгрузка абонентов.
И все-таки вывод можно сделать однозначный: стандарты связи нового поколения, в тех или иных формах, должны получить повсеместное развитие в будущем. А сотовый телефон будет продолжать впитывать в себя все возможные коммуникативные технологии, постепенно вытесняя на задний план привычное голосовое общение.
.Другие новости по теме:
Постоянный адрес публикации: http://www.procontent.ru/news/5239.html