Если верить прогнозам экономистов, пик кризиса и, как следствие, «дно» спада в спросе придется на март 2009 г. Деятельность многих игроков мобильного рынка сильно завязана на кредитах. Например, контент-провайдеры активно кредитуются для того, чтобы фиксировать разрыв между моментом продажи услуги/расплатой с правообладателями и непосредственно перечислением денег от операторов связи. Разрыв этот составляет от полутора до двух месяцев, поэтому компании с большими оборотами закрывали его кредитными деньгами. А кредиты сейчас стали либо дороги, либо просто недоступны.
Кроме того, в этой цепочке существует вероятность появления задержек с выплатами со стороны операторов. Поскольку они сами «сидят» на миллиардных займах и в случае неудачного развития событий будут решать свои проблемы за счет контрагентов, в частности, контент-провайдеров. Кстати, судя по последним новостям, "Билайн" проблему с кредитами как минимум до конца года решил. Будем ждать новостей от МТС и МегаФона.
Так вот, все эти подвижки могут стать серьезным испытанием на прочность для игроков рынка. Как следствие, не исключено изменение его картины – кто-то с кем-то объединится, а возможно и просто уйдет.
Наиболее уязвимы премиальные услуги: голосовые сервисы IVR, предлагаемые различными поставщиками, дорогой контент (стоимостью от 3 до 7 долларов), мобильный Интернет (WAP), позиционируемый самими операторами как премиум услуга, SMS-платежи, которые сильно зависят от кредитных денег и др. Думаю, компании, которые занимаются маркетингом в мобильном канале, тоже не останутся «в стороне». Поскольку он (канал) пока еще не стал «обычным» в сознании рекламодателей, и все еще рассматривается в большей степени как экспериментальный. Бюджеты на мобильный маркетинг в ближайшие полгода будут уменьшены.
Однако для тех рекламодателей, которые не побоятся рискнуть, мобильная реклама сможет стать эффективным способом продвижения. Если говорить про мобильный интернет – то в силу того, что число рекламодателей там пока очень не велико и коммерческая реклама, отличная от той, которой сейчас завалено пространство (мобильный контент и wap-сайты «развлекательной» тематики) будет выгодно выделяться на этом фоне и, как следствие, привлекать внимание wap-серферов. Стоимость же контакта в рувапе остается одной из самых низких, например, по сравнению с тем же вебом.
Высокие темпы роста точно не сохранятся, более того, участники мобильного рынка всеми силами будут стараться не уйти в минус. Потребление премиум услуг, полагаю, сократится на 20-30%, возможно, что в некоторых сегментах произойдет еще большее падение. Глобальных переделов сфер влияния ожидать, думаю, не стоит, за исключением рынка sms-платежей.
В мобильном вебе происходит практически то же самое, что и везде. До кризиса в рувапе развивалось много инвестиционных контент-проектов, большая часть из которых теперь заморожена. Естественно, что в ближайшее время какая-либо серьезная инициатива в рувапе проявляться не будет, кроме частной, да и то, если контент-провайдеры не начнут снижать и задерживать выплаты. Если это случится, то и интерес среди так называемых «wap–мастеров» к мобильному вебу может поутихнуть. Но будем все-таки надеяться на лучшее. Вот и состояние фондовых рынков и нефти вчера (вторник) вселяет надежды на то, что рецессия скоро достигнет своего «дна» и экономика снова начнет восстанавливать свои позиции.
NB: Кирилл Рожковский, Wapstart: Рынок мобильной рекламы в России к 2010 году вырастет в 3 раза
NB: Интервью с Кириллом Рожковским, идеологом компании WapStart
NB: Итоги и прогнозы 2007: мобильный интернет и реклама - Wapstart
Другие новости по теме:
Постоянный адрес публикации: http://www.procontent.ru/news/10265.html